11 фактов, связанных с Шаббатом

11 фактов, связанных с Шаббатом

Фото из открытых источников

Название седьмого дня недели – Шаббат, от которого и произошло слово суббота, – восходит к ивритскому слову «лишбот», значение которого – прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы. Прекратить в Шаббат все виды рабочей деятельности – единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях. (istok.ru)

Под субботний запрет на создание нового подпадает и такое действие как включение-выключение света. В связи с этим в 2007 году бывший раввин Биробиджанской синагоги «Бейт Менахем» установил в доме молитвы «субботний таймер», запрограммированный на автоматическое выполнение этой функции. Древняя заповедь, запрещающая правоверным иудеям зажигать огонь для освещения помещения и приготовления пищи, касается, кроме Шаббата, и религиозных праздников – таких дней в году более шестидесяти. Теперь таймер зажигает и гасит свет в синагоге в точно установленное время и позволяет экономить электричество.

3 сентября 1948 года Москва принимала первого дипломатического представителя Израиля в лице Голды Мейерсон (с 1956 года – Г. Меир). В качестве чрезвычайного посланника и полномочного министра Государства Израиль Г. Меир 7 сентября была принята Молотовым, а спустя три дня вручила верительные грамоты в Кремле заместителю председателя Президиума Верховного Совета СССР И.А. Власову. Однако, будучи профессиональным политическим пропагандистом, она придавала неформальному общению с советским еврейством куда большее значение, чем этим и другим протокольным мероприятиям. Уже 11 сентября, то есть в первую субботу своего пребывания в советской столице, Меир посетила хоральную синагогу, где от нее в торжественной обстановке были приняты привезенный из Израиля свиток Торы и благодарственное пожертвование за теплый прием в сумме 3500 рублей. Как докладывал потом Молотову председатель Совета по делам религиозных культов И.В. Полянский, далее события развивались следующим образом:

«…По просьбе советника посольства г-на Намира мужчины – члены посольства были приглашены к чтению Торы, а посол г-жа Мейерсон, находившаяся, как этого требует религиозная традиция, во время чтения молитвы на “женской половине” (на хорах), по окончании ее сошла в главный зал, подошла к раввину, церемонно поклонилась ему, произнесла на древнееврейском языке приветствие и заплакала». (lechaim.ru)

Первый израильский космонавт Илан Рамон интересовался, бывает ли Шаббат в открытом космосе, если соблюдение начинается и оканчивается с заката? Илан говорил о себе: «Я человек совершенно не религиозный», однако он все-таки советовался с раввинами, как соблюдать Шаббат в космосе. После долгих споров раввины пришли к такому мнению: отмечать Шаббат астронавт должен по хьюстонскому времени. По трагическому стечению обстоятельств Илан Рамон вместе с шестью другими пилотами космического корабля «Колумбия» погиб именно в субботу, 1 февраля 2003 года.

Министр культуры и спорта Израиля Мири Регев заявила, что не будет присутствовать на церемонии открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Церемония открытия XXXI летних Олимпийских игр начнется 5 августа в 18:00 по местному времени. По традиции, которая взяла начало на Играх-1996, это будет пятница. Мири Регев сочла невозможным свое присутствие на церемонии, поскольку не намерена нарушать одну из главных заповедей – Шаббат.

В 2014 году в 465 городах мира прошла акция «Всемирный Шаббат», цель которой – объединение евреев на всем земном шаре для совместного отдыха в субботний день. В 2015 году в этой акции приняло участие уже около миллиона человек в 550 городах мира, в том числе в Мауи (Гавайские острова), Куала-Лумпур (Малайзия), Шрирангапатне (Индия), Пуэрто-Игуасо (Аргентина)… Информационно-координационную поддержку акции оказывало пять тысяч еврейских общин. Впервые в прошлом году к этой акции присоединилась и Биробиджанская еврейская община.

В первые годы творчества Марка Шагала местом действия его произведений был Витебск – улочка, площадь и дом. В этот период в шагаловских пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствовали черты гротеска. Они напоминали театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ была в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового, а формат картин приближался к квадрату. Пример тому – картина «Шаббат» (1910 год. Холст, масло. Колон, Людвигский Музей).

Необычным элементом субботней трапезы является омовение рук. Но делают это особым образом. Руки моют из особой кружки с двумя ручками. Правой рукой берут кружку за правую ручку, набирают в нее воду из-под крана и ополаскивают левую руку. Потом процедуру умывания повторяют с правой рукой. Смысл двух ручек в том, что левая всегда чистая, поскольку ее берут левой, уже омытой, рукой. В результате, обе руки становятся чистыми. После омовения следует вытереть руки, произнося при этом: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!». (foto-travel.net)

Заклинание «Трах-тибидох», прочно ассоциируемое со Стариком Хоттабычем, не встречается ни в книге Лазаря Лагина, ни в фильме 1956 года. Оно было придумано для радиоспектакля, а позднее популяризовано в 16-й серии «Ну, погоди!», где в образе Хоттабыча выступает заяц. А в самом первом издании книги джинн произносит другое заклинание – «Лехододиликраскало». Это таинственное слово практически совпадает с началом субботнего гимна – «Леха доди ликрат кала; Пней шабат некабла…» – «Выйди, друг мой, навстречу невесте; с тобой вместе мы встретим Субботу». (muzey-factov.ru)

В сентябре 2015 года Федерация футбола Израиля решила бойкотировать матчи игр высшей лиги – в знак протеста против постановления суда о запрете игр в Шаббат. Иск в суд подали два религиозных футболиста, которые пожаловались, что их вынуждают нарушать святость Шаббата, играя по субботам. В ответ на это судья Гильцер-Кац заявила, что «действия руководства высшей лиги равнозначны уголовному преступлению, которому она не намерена способствовать». Она постановила, что игры должны заканчиваться за час до наступления Шаббата, а начинаться – через час после его исхода. В Федерации футбола заявили, что еще до создания Государства Израиль существовало статус-кво, позволяющее проводить спортивные и культурные мероприятия в Шаббат. (ashkeloninfo.com)

На выставке, посвященной столетию израильского футбола, был представлен документ, который строжайше запрещал какие бы то ни было футбольные матчи по Шаббатам. Причина банальна – в это время запрещены любые земляные работы, а бутсой можно ковырнуть землю. А еще, случается, футболист начинает заделывать ямки, укладывая вылетевший кусок газона, утрамбовывать, приминать… (sport-express.ua)

В апреле 2016 года правительство Израиля приняло решение разрешить профессиональные футбольные матчи в субботу. Комиссия, созданная министром культуры и спорта Мири Регев, пришла к выводу, что запретить матчи в Шаббат невозможно по ряду причин. В их числе – обязательства израильских спортивных организаций перед международными футбольными структурами, а также перед спонсорами. При этом комиссия рекомендовала обеспечить игрокам, соблюдающим Шаббат, возможность не играть в субботу.

(jewish.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *