18 декабря 2017 ЗАГСу – 100 лет

18 декабря 2017 ЗАГСу – 100 лет - Архив ЗАГСа.

Фото предоставлено управлением ЗАГС правительства ЕАО

Архив ЗАГСа.

ЗАГС имеет богатую историю. Мало кто знает, с каких событий в стране начиналось его становление и какая организация была наделена его функциями и полномочиями.

Сейчас все знают, чем занимается ЗАГС и для чего нужен, и сложно представить без него нашу жизнь.

Первое законодательное постановление в России о ведении приходскими храмами записей о крещении и погребении православного населения Москвы датировано 1702 годом. В том же году вышел указ Петра I «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». Уже к 1722 году в Российской империи было установлено обязательное повсеместное ведение метрических книг, представлявших собой совокупность актов культовой регистрации: крещения, венчания, погребения. Метрики заполнялись исключительно священником, который проводил в своем приходе эти церковные обряды.

Считается, что в нашей стране история органов ЗАГС началась в декабре 1917 года. Советом народных комиссаров РСФСР 18 декабря был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Старый порядок семейных отношений канул в Лету, отныне мужчина и женщина стали равны. В это время и была сформирована новая ведомственная структура государственного управления – отделы записи актов гражданского состояния.

На заседании ВЦИК 16 сентября 1918 года был принят первый кодекс «Об актах гражданского состояния, семье и опеке», подробно регламентировавший все основные институты советского семейного права. Отделы ЗАГСа стали вести книги записей рождений, смертей, отсутствующих, браков, разводов, заявлений о происхождении зачатых детей и записей лиц, изменивших фамилии и прозвища.

Интересно, что органы ЗАГС в 1934 году были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Отдел ЗАГС УНКВД Хабаровского края выполнял контролирующую функцию и руководил работой органов ЗАГСа края. Очень серьезно в 1930-е годы подходили к кадровому вопросу, и подбор сотрудников в органы
ЗАГСа проводился тщательным образом.

Согласно докладной записке «О состоянии работы отделами ЗАГС УМ УНКВД по ЕАО за первое полугодие 1941 года», Еврейская автономия делилась на пять районов. В Бирском районе располагалось пять поселковых и восемь сельских Советов, Биробиджанский район объединял один горзагс и восемь сельских Советов, в  Смидовичском – было три поселковых и девять сельских Советов, в Ленинском и Сталинском районах существовало семнадцать и десять сельских советов соответственно.

Только в 1956 году органы ЗАГСа были выведены из подчинения МВД и переданы в подчинение исполкомов районных Советов. Уже в октябре 1957-го была организована инспекция по ЗАГСам Хабаровского краевого исполкома из старшего инспектора и инспектора в составе оргинструкторского отдела крайисполкома.

В настоящее время на территории Еврейской автономной области действует только один орган ЗАГСа. Еще в недалеком прошлом в каждом из пяти муниципальных районов был свой орган, который занимался ведением всех актов гражданского состояния и осуществлял хранение архива. В 2013 году произошло слияние нескольких ЗАГСов, все районные архивы были перевезены в Биробиджан. Сокращение органов ЗАГСа было в связи с уменьшением количества актов, составленных в районах. Но несмотря на такие изменения, важно, что население области не осталось без государственной регистрации.

Сегодня в ЗАГСе Биробиджана работает пятнадцать человек, среди которых начальник управления ЗАГСа правительства ЕАО, ведущие специалисты-эксперты, ведущие архивисты. У большинства сотрудников высшее юридическое образование, один работник в настоящее время получает дополнительное образование. Необходимо подчеркнуть, что на плечах этих людей лежат ответственнейшие государственные задачи – государственная регистрация актов гражданского состояния Еврейской автономной области, хранение актовых книг с 1923 года по настоящее время и предоставление необходимой информации государственным органам.

В 2018 году Управление ЗАГС правительства Еврейской автономной области вместе со всей страной перейдет на общий программный продукт – Федеральную информационную систему «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния». Главной целью данного перехода является перевод бумажных фондов в электронную форму. Таким образом, уже в следующем году будет создан единый реестр записей всех ЗАГСов России. С помощью такого реестра человек, находясь в любом регионе страны, сможет без особого труда восстановить утерянный документ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *