250 лет учительства

250 лет учительства

автора

Таким необычным достижением может похвалиться одна из биробиджанских семей

Спросите, а это как? Простая арифметика, и складывается она из продолжительности работы членов этой семьи в школах и вузе.

Об удивительной семейной традиции рассказал заслуженный учитель РФ, кандидат географических наук, доцент кафедры географии Борис Михайлович Голубь.

— Борис Михайлович, Вы избрали свою профессию педагога, сознательно следуя семейной традиции?

— Все профессии хороши, но есть одна – вечная. Сколько существует человек, люди, социум, всегда есть такая профессия – учитель, педагог, воспитатель. Я рад, что у меня выбора-то и не было.

— Да выбор-то всегда есть…

— Я родился в семье педагогов. У моего дедушки Якова Гидальевича было четверо детей: две дочки и два сына. И так получилось, что все четверо стали учителями! Одна из них — моя мама, Белага Фаина Яковлевна, была учителем русского языка, как и ее сестра — моя тетя Анна Яковлевна. Дядя Даниил Яковлевич — учитель физики и математики — был директором школы №2, а его супруга Мина Абрамовна — учитель математики и завуч школы №1, оба — заслуженные учителя. Второй дядя — Лазарь Яковлевич – ветеран ВОВ, полковник в отставке, после службы пошел работать в 11-ю биробиджанскую школу преподавателем начальной военной подготовки. И племянница, Яна Владимировна Белякова — учитель иностранного языка в 23-й школе.

— С такой большой учительской родней можно было запросто оказаться в классе у мамы или других родственников! Легко так  было учиться, наверное?

— Так получилось, что меня одновременно учили три родственника: мама, дядя, тетя. Чем я отличался от остальных учеников, так это тем, что мне не нужно было прятать от родителей дневник с нежелательными оценками или замечаниями учителей. Потому что еще до прихода домой мама знала, какие отметки и за что я получил.

— Родственники старались повлиять на выбор профессии после школы?

— В десятом классе, когда встал вопрос, что делать дальше, у меня не было сомнений в выборе профессии. Ведь передо мною стояли образы моих родственников – замечательных учителей! Я только не мог определиться со специальностью. Мне очень нравились уроки истории, географии, биологии, то есть гуманитарные. Особенно я любил своего учителя географии — Брониславу Яковлевну Хинкис. Она и сегодня живет в Биробиджане. Это огромный оптимист и энергичный человек. Всегда в курсе всего происходящего в городе, области, стране – мире. Она могла связать любую тему с жизнью, сегодняшним днем.

А когда к нам в первую школу приехали педагоги рассказывать о некоторых специальностях (это то, что сегодня называют профориентацией), то мне повезло встретиться с Екатериной Андреевной Бородиной. Она уникальный картограф. Кстати, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса! Она провела с выпускниками несколько занятий и настолько пришлась мне по душе, что я к ней подошел и сказал, что решил поступать в педагогический институт в Комсомольске-на-Амуре на географический факультет. Это был шестьдесят восьмой год.

— Не пришлось сожалеть о выборе?

— Нас много здесь «комсомольских» географов, братство такое. Например, Валентина Николаевна Иванченко, декан нашего факультета, и Вера Прокопьевна Макаренко заканчивали наш вуз, директор АмГУ Нина Николаевна Паранчер и т.д. Пять лет проучился, получил распределение в Биробиджан и с тех пор, вот уже 38-й год, здесь живу и работаю. Работал в нескольких школах, в областном институте усовершенствования учителей, теперь в вузе, на факультете географии и природопользования.

Я запомнил свой первый день в школе (в школе № 11), где начинал педагогическую деятельность. Мать в свое время сделала мне наставление, сказав: «Запомни, все будет складываться в зависимости от того, насколько детям будет с тобой интересно. Успех педагогического труда заключается не только в сумме знаний и объеме, который ты “вобьешь” им в голову. А вот если детям будет интересно, если они будут с удовольствием приходить к тебе на урок, значит, есть вероятность, что после урока они захотят открыть книгу. Если ты сможешь так организовать урок, значит, ты будешь неплохим учителем».

Эту мысль, идею я пронес через всю свою педагогическую жизнь. Главное, я считаю, сделать так, чтобы детям было не противно. Если они с улыбкой открывают дверь в класс, входя к тебе на урок, ты смог создать благоприятную обстановку, а это значит не кричать, не оскорблять, не срываться. А если ты вступаешь в перепалку, то все, это уже не урок. Нужно создать проблемную ситуацию и благополучно вместе попробовать из нее выйти.

Так до 80-го года я и проработал в школе. Потом меня пригласили в институт усовершенствования учителей, и 20 лет я проработал там — сначала методистом, затем заместителем директора, потом стал и директором областного института усовершенствования учителей.

А в конце 80-х, как известно, открылся пединститут в Биробиджане, я начал сотрудничать с факультетом географии и в 2000 году перешел на постоянную работу в наш вуз, где и тружусь по сегодняшний день.

— Бывало так, что Вас коллеги, ученики сравнивали с Вашими родственниками-педагогами?

— Так сложилась моя педагогическая жизнь, что передо мной всегда стояли образы моих родственников. Для меня была большая честь, когда нас сравнивали: «Ты не хуже». Вот почему, когда в 2005 году мне присвоили звание “Заслуженный учитель РФ”, я был счастлив и за себя, и за своих родных.

А если говорить сегодня о моей семье, то традиции продолжаются. У меня двое детей — Инна Борисовна, кандидат педагогических наук и старший преподаватель кафедры педагогики, и Андрей Борисович, тоже кандидат педагогических наук и доцент кафедры географии.

А еще у меня есть внук Илья — ученик девятого класса. Он иногда жалуется, что ему часто говорят: «Мы знаем твоего дедушку, а ты!..». Так вот: надо же соответствовать, а не всегда получается… И внук потихоньку начинает вливаться в наше «образовательное движение». У нас на факультете ежегодно проходят Ушаковские чтения — по географии, краеведению, и Илья уже дважды в них участвовал. Первое его выступление было робким, детским, а второе получилось более серьезным. Если так пойдет дальше, я буду окончательно счастлив.

— В семье, наверное, была особенная атмосфера, если дети пошли по Вашим стопам?

— Понимаете, в чем дело: люди сегодня прагматичны и идут туда, где зарплата повыше. Среди учителей миллионеров трудно найти. Хотя если ты – хороший учитель, то любовь к профессии передается детям, и это перевешивает материальные соображения. Восполняется это еще уважением, узнаванием. Было время, я тратил на путь от работы до дома полтора часа – останавливался, встречаясь со знакомыми, учениками, коллегами, — люди здоровались, хотели поговорить. Я люблю ходить пешком.

Не может хороший учитель быть пошлым, дебоширом и хулиганом. Не может быть по определению. Профессия накладывает свой отпечаток. И у учителя должен быть имидж. Нельзя раздвоиться. Тебя сразу разоблачат твои ученики и их родители, соседи — общественность. Любой человек, преподаватель – каждый – мечтает оставить что-то после себя.

— А что Вы хотите оставить? Разве дети, продолжившие Ваше дело, — это мало?

— Да, дети — это главное. Но другое дело, что все мы — люди пишущие, излагающие свои исследования, находки в научных материалах. Любой ученый мечтает написать и издать школьные учебники. Мы с коллегами, кроме учебников географии и истории ЕАО, разработали еще и историко-географический атлас – получился неплохой учебный комплекс. И я надеюсь, что еще очень долго наши жители города и области будут читать такие книги, как «Точка на карте», или другие, по краеведению, где есть и материалы, написанные мною лично.


Юлия КУЗИВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *