5 уровней души

5 уровней души

Одной из основ иудаизма  является вера  в бессмертие души и жизнь  после смерти.

Считается, что все души были созданы до  начала времен  и находятся  в небесном  хранилище  до момента  рождения. Первая связь души  с телом возникает в момент зачатия. С этого времени они неразлучны и остаются вместе до наступления смерти. Смерть поэтому часто называют  «исходом души».

 

Согласно учению каббалы душа состоит из пяти ступеней, соответствующих пяти  уровням чувств – нефеш, нешама, руах, хая, ехида. И если первые три из них находят проявление в человеке, то другие две, самые высокие – еще недоступны для нас.

«И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). С дыханием Б-га, проникшим в легкие Адама, пришла душа человеческая. Остальные же творения были созданы не воздухом, а речью, и потому не содержат Его сущности, имеют более низкий уровень. Слова «нефеш» и «нешама» буквально обозначают дыхание. А при выдыхании явственно ощущается движение воздуха, похожее на ветер – то есть «руах».

 

Нефеш

Нижняя часть души, свойственная и животным и отвечающая за такие наши чувства, как желание и эмоции. Она напрямую связана с телом и ответственна за поддержание его элементарной жизни – это просто стремление жить, а если точнее, стремление сохранить свой генотип. Наличие нефеш выражается у нас в желании есть, спать, производить потомство. У человека, существа более сложного, она может выражаться также в желании сделать хорошую карьеру или устроить ребенка в престижный университет.

Еврейский мудрец Виленский Гаон определяет нефеш как наше прошлое – психо-физио-биологическую данность, с которой человек рождается и которую невозможно поменять.

После того как человек приводит нефеш к совершенству, свыше его одаривают уровнем руах в качестве проявления Б-жественной доброты.

 

Нешама (нэшомэ)

У большинства людей последний уровень души, отвечающий за духовность, напрямую связанный с высшими мирами. В нешаме проявляются наши неосознанные, глубинные чувства, то, что принято называть подсознанием.

Нешама стремится к справедливости, честности, она вся построена на идеалах. Все ее стремления исходят из одного корня – из желания выполнить волю Тв-рца. Но для того, чтобы почувствовать это, необходимо проделать очень большую работу над собой. Только поднимаясь духовно, человек может прочувствовать соприкосновение с ней.

Люди, которые всю свою жизнь руководствовались своими низменными желаниями, стремлением к выгоде, почестям, не уменьшают свои шансы на выживание, но далеки от духовности. Бывает, что в какой-то момент приходит понимание, что такая жизнь их не удовлетворяет – они слышат ангельский голос нашей нешамы, важно вовремя прислушаться к ней. Нешама отходит от человека, который не слышит ее.

Нешама далека от человека, который стремится к ее реализации в нефеше. А потому, согласно версии Виленского Гаона, она находится в категории будущего, то есть того, что раскроется со временем.

 

Руах

Своеобразная «надстройка» нефеш, отвечающая за интеллект, за все наши мысли и сознание – это именно то, что человек воспринимает как собственное «я». Руах располагается между двумя полюсами – нефеш и нешомой, из-за чего находится в состоянии постоянного напряжения. Каждый из его соседей крайне односторонен и постоянно тянет в свою сторону.

Именно эта часть души принимает решение, как поступить, когда перед нами стоит дилемма морального свойства. То есть свобода выбора, которой Вс-вышний наделил нас, «находится» именно в руахе и обеспечивается наличием двух начал – животного и духовного, находящихся в связи и одновременно в борьбе друг с другом. Так и человек ощущает себя в состоянии постоянного внутреннего конфликта – между физическим и духовным. Прислушиваясь в течение долгого времени только к голосу одного из начал, человек заглушает другое.

Каждая ступень приближается к другой: когда нефеш сближается с руахом, а руах сближается с нешамой, тогда все становятся единым целым. Руах для человека – словно драгоценный венец. Если он сохраняет его в святости и чистоте, то удостаивается еще более ценного подарка – нешамы, которая является формой, способной принять в себя наивысшие эманации: хаю и йехиду.

 

Хая и ехида  (хайя и йехида)

Уровни души различаются степенью святости, проявляющейся в них. В нефеш святость проявляет себя в степени крайне малой, в руахе – в большей, а в нешаме – еще большей, причем святость эта сама еще более высокого уровня. Наивысшая степень святости – в хае и ехиде.

Так, считается, что хая – это уровень души первого человека, Адама, а уровень ехида может быть достигнут лишь при воскресении мертвых. Хая выходит за рамки сотворенного мира, она является частью                    Б-жественной души. Ехида – высшая воля Тв-рца, превосходящая любой разум и любое постижение. Это самая чистая и отвлеченная воля, страстное стремление души вырваться за пределы сотворенного мира и слиться с бесконечным.

Хая «отвечает» за «энергетику» человека, за проявление (или отсутствие) волевых качеств. В определенных ситуациях мы, к примеру, сталкиваемся с тем, что никакие доводы, вполне понятные и такие, которые человек воспринимает как правильные, не способны «сдвинуть его с места».

Ехида относится к сфере проявления уникальности личности и ответственна за потребность реализовать свой уникальный потенциал и выполнить «задание», с которым душа была послана в этот мир.

По материалам сайтов toldot.ru и www.evrey.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 4 =