5 вопросов

5 вопросов

из открытых источников

Директор некоммерческой организации «Фонд «Региональный оператор по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах ЕАО» Антон Войтенко — об общем и специальном счетах и правах собственников

Ради чего государство пошло на создание фонда «Региональный оператор»?

— Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов — это не новшество. В Жилищном кодексе РФ такой вид работ был. Собственники самостоятельно принимали решение о том, накапливать средства для этого или нет. В Хабаровском крае, например, в квитанциях была графа «капремонт», но это были небольшие суммы. У нас в ЕАО собственники такого решения не принимали, за исключением немногих и тех, кто принял активное участие в реализации мероприятий через государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Для того чтобы с нормальной периодичностью капитально ремонтировать жилье, нужны постоянные вложения. Государство, изучив проблему ветхости жилого фонда и отсутствия четкого механизма своевременного проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов, посчитало необходимым внести изменения в Жилищный кодекс РФ. 

Какие задачи должен решать региональный оператор?

— Это некоммерческая организация, а главная задача фонда — обеспечить своевременное проведение капремонта общедомового имущества жилых домов за счет накопленных средств собственников и государственной поддержки, в соответствии с уже утвержденной региональной программой. 

Фонд — это деньги, которые накапливают собственники, и средства бюджетов всех уровней. Создана серьезная система их сохранности, которая находится под контролем множества служб, в том числе и банков, где будут формироваться общие и специальные счета. В Жилищном кодексе четко прописан порядок их расходования и целевое назначение. Эти деньги — целевые, они не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме как на виды работ по капремонту, прописанные в Жилищном кодексе и законе Еврейской автономной области. И банк не может осуществить операции по этим счетам, если целевым назначением операции будет не капитальный ремонт. 

У регионального оператора есть четкие обязательства: накопление средств на общем и специальном счетах; открытие счетов и проведение операций по ним, технический надзор, финансовый учет. Но функции регионального оператора предусмотрены лишь в отношении общего счета. Все, что касается специальных счетов, — региональный оператор должен открыть его и дать возможность собственникам самостоятельно организовать работу в процессах системы капитального ремонта.

На регионального оператора возложена серьезная ответственность. Нужно возвращать доверие, которое когда-то было утрачено.

В чем разница между общим счетом и специальным?

— У регионального оператора есть два способа накопления — общий счет, где предусмотрена возможность заимствования средств. При этом каждое муниципальное образование будет иметь свой общий счет, так что, к примеру, за деньги облученских собственников не будут ремонтировать дома в Биробиджане.

Второй способ — это специальный счет, где средства накапливаются на дом, который выбрал этот способ, и расходуются, соответственно, на него.

Но есть обратная сторона — придет время, в соответствии с краткосрочным планом и региональной программой, ремонтировать, никто вам не даст денег взаймы из средств других домов. Собственники должны понимать, что либо нужно будет сделать дополнительный взнос, либо взять денежные средства в банке под проценты, которые потом придется возвращать. Товарищества собственников жилья не один год работают по аналогичной схеме — определяют размер взноса на капитальный ремонт, если таковой требуется.

Люди уже пришли к этому на собственном опыте, у них изменилось сознание. 

До какого срока собственники жилья должны принять решение?

— Согласно Жилищному кодексу и в соответствии с законом Еврейской автономной области № 324, собственники должны принять решение до истечения шести месяцев с даты официального опубликования программы. Программа была опубликована 22 мая. 22 ноября этот срок заканчивается. За месяц до окончания этого срока муниципальное образование созывает собрания собственников тех домов, которые не приняли решение. Если и после этого собственники не сделают выбор, его делает муниципалитет в пользу регионального оператора на общий счет.

В Жилищном кодексе предусмотрен порядок — на первом собрании собственники принимают решение о способе формирования. На момент проведения ремонтов владелец этого счета должен выйти с предложением к собственникам и сообщить о стоимости, видах, сроках проведения работ.

Если собственники хотят выполнять не те виды работ, которые предусмотрены программой, а другие  — допустим, заменить капитальный ремонт кровли на инженерные сети, — это возможно. Только они и могут принимать такое решение — ни муниципальное образование, ни региональный оператор, ни орган исполнительной власти субъекта этого сделать не могут. 

Чем вы сейчас занимаетесь? 

— Ведем информационно-разъяснительную работу. Хотелось бы довести до собственников максимум информации. Ездим по поселениям, проводим информационные встречи в городских округах. 

Из 25 муниципальных образований, которые участвуют в программе капитального ремонта, мы побывали в 19. По нашей просьбе руководители поселений организуют собрания.

По электронной почте рассылаем материалы в те учреждения, куда идет большой поток населения. Чем больше людей будет проинформировано об этом процессе, тем проще нам будет начинать.

Специалисты фонда изучают и уже выстраивают механизм взаимодействия с собственниками в части формирования и доставки квитанций, договоров.

Проводится работа по выстраиванию четкого алгоритма действий по ведению финансового учета взносов, их расходования и контроля за задолженностью по уплате таких взносов. Огромное внимание уделяется прозрачности процесса финансового учета взносов на капитальный ремонт. 

Есть предложения по созданию программного продукта, который позволил бы собственникам самостоятельно, после регистрации в личном кабинете на сайте фонда, контролировать процесс финансового учета своих взносов, оплатить взнос.

Разрабатывается конкурсная документация и утверждается порядок проведения конкурсных процедур по отбору банков, в которых будут открываться счета фонда, подрядных организаций по проведению капитальных ремонтов.

Разработан и уже функционирует сайт фонда, на котором собственники могут ознакомиться и найти ответы на вопросы, а также связаться со специалистами фонда для получения консультации. 

Сейчас разрабатываем памятку с учетом опыта других регионов, для того чтобы собственник, прочитав ее, мог понять, как должно быть и как фактически производится ремонт. 

На сегодняшний день субсидиарную ответственность за неисполнение или некачественное исполнение обязанностей фонда по проведению ремонтов несет субъект РФ, его исполнительная власть. Он берет на себя не только обязательства, но и ответственность в части возмещения ущерба. Кроме того, денежные средства, находящиеся на специальных счетах, не могут быть арестованы, если владелец этого счета признается банкротом. Деньги так и остаются на специальном счете. При решении вопроса о другом владельце эти деньги перечисляют на его счет, и механизм работает дальше. Мы со своей стороны стараемся сделать этот процесс максимально прозрачным.

Для регионального оператора, по существу, не принципиально, выберут ли собственники общий счет или специальный. Это отразится лишь на объеме работы. До момента выбора способа управления объем этой работы пока неизвестен. Но из уже сложившейся атмосферы предполагаем, что около 80 процентов, или чуть больше, выпадет на долю регионального оператора. 

Это огромная работа и неизмеримая ответственность!

Статья 190 Жилищного кодекса РФ.

Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *