5 вопросов

5 вопросов

Олега Черномаза

Об образовательных программах и студенческих проектах рассказываетисполняющая обязанности ректора Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Наталья Баженова

Наталья Геннадьевна, какие образовательные программы осуществляет ваш университет?

На сегодняшний день вуз является многопрофильным университетом, который реализует восемнадцать укрупненных групп специальностей и направлений по программам высшего профессионального образования. У нас есть бакалавриат и обширная магистратура. Причем в магистратуре мы только наращиваем количество бюджетных мест: в то время как во многих вузах этот процесс идет на спад, в нашем университете в этом году стало на 22 процента бюджетных мест больше, чем в 2014 году. По подготовке магистрантов ПГУ им. Шолом-Алейхема занимает четвертое место на Дальнем Востоке. 

В университете действуют и различные программы подготовки аспирантов. Причем те, кого мы принимаем в аспирантуру, ориентированы на то, чтобы защитить, в том числе, и кандидатскую диссертацию, и в дальнейшем остаться работать в вузе. 

Кроме того, у нас можно получить среднее профессиональное образование и освоить общеобразовательные программы. В составе вуза есть лицей – мы обучаем 10-11 классы. В рамках программ среднего профессионального образования университет готовит специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Также мы реализуем программы дополнительного профессионального образования – это программы повышения квалификации и профпереподготовки. 

Развивается в вузе и такое весьма актуальное на сегодняшний день направление, как обучение иностранных студентов. Мы этот показатель наращиваем – у нас сегодня работают годичные и двухгодичные подготовительные курсы по обучению иностранных граждан. Они также могут освоить программы бакалавриата и магистратуры. Пока иностранные студенты обучаются только платно, но мы работаем над получением бюджетных мест для них. 

Раньше в университете было отделение англо-идиша, которого сегодня, увы, больше не существует. Есть ли возможность его возродить?

– К большому сожалению, сегодня у нас нет такого направления, на котором профессионально бы преподавался язык идиш. И это не инициатива вуза, мы были бы рады набрать студентов, но нет спроса на эту специальность. Все решает рыночная экономика, и нам приходится подстраиваться под нее. Студенты сейчас хотят изучать китайский, японский, корейский языки, их мы и предлагаем. Причем у нас ушел не только идиш, но и французский язык. Мы далеки от Европы, и специфика нашего региона диктует изучение именно восточных языков. 

Не один год пробовали объявлять набор на отделение англо-идиша, но никто так и не подал заявления. В школах области, за исключением школы №23 Биробиджана, идиш не преподается. Да и куда пойдет работать выпускник этого отделения? Надо думать еще и над этим. 

В будущем  планируем создание образовательных кластеров «школа-вуз-предприятие». Сначала проверим эту цепочку на технарях, затем на педагогических специальностях. Такой образовательный кластер необходимо будет создать и по направлению идиша, если мы все же решим его вернуть. Причем, если со школой и вузом, где будут изучать этот язык, еще все более или менее понятно, то вот с третьей ступенью проблемы. Вопрос трудоустройства выпускников-идишистов, безусловно, надо решать совместно с областным правительством. Ведь сама специфика нашего региона – Еврейской автономной области – диктует необходимость изучать этот язык. Если мы сможем выстроить полную цепочку, то и желающие поступить на эту специальность появятся. Так что  будем только рады вновь открыть набор на это направление.

Как в университете осуществляется научная деятельность?

– Одна из ведущих деятельностей вуза сегодня – подготовка научных кадров и научных работ. У нас действует свыше десяти научных школ, которые решают задачи приоритетных направлений развития российской науки. Это и информационные технологии, и наукоемкие отрасли, и экологическое направление. В этом году наши сотрудники подали 57 заявок на гранты, сейчас ждем результатов. Так что активность нашего профессорско-преподавательского состава очень высокая. 

В университете работают научно-образовательные центры, мы взаимодействуем с ИКАРПом. Наши преподаватели только в этом году получили свыше десяти патентов на объекты интеллектуальной собственности и около семи – на программные продукты. Сейчас принимаем участие в серьезной выставке ранга вузпромэкспо. Отправили туда наши научные продукты, надеемся взять медали. У нас работает уникальная лаборатория ледотехники, где ведутся серьезные разработки, которые в дальнейшем выльются в докторскую и не в одну кандидатскую диссертации. 

Наш вуз реализует международные образовательные программы на специальностях «Лингвистика», «Востоковедение и африканистика». Планируем на трех направлениях – журналистике, сервисе и дизайне – ввести зарубежные практики. Студентов, обучающихся на профиле «Сервис гостинично-ресторанных комплексов», этим летом хотим отправить на практику в Китай. 

Как обстоят дела с трудоустройством студентов?

– Конечно, основная цель нашего вуза – готовить кадры для социально-экономической сферы региона. И мы эту задачу выполняем и будем выполнять. ЕАО нужны педагогические кадры, но, к сожалению, абитуриенты неохотно поступают на педагогические специальности. Быть учителем сегодня стало почему-то непрестижно, хотя есть ребята, которые охотно идут работать в школу. 

Студенты инженерных специальностей, которые объявлены президентом приоритетными направлениями, получают у нас особый вид стипендии – правительства и президента. Мы готовим строителей, электриков, айтишников, инженеров по эксплуатации автотранспорта. Эти ребята работают уже с третьего курса, так что проблем с трудоустройством у них нет. Охотно молодежь идет на такие популярные сегодня специальности, как экономист и юрист, конкурс при поступлении всегда большой. Вуз готовит и такое уникальное и востребованное направление, как дизайн. На защиту выпускных работ наших дизайнеров приходят городские власти, представители общественности, и все в полном восторге от социально значимых проектов ребят. Например, именно наши студенты разработали атрибутику международного фестиваля еврейской культуры и искусства, макет книги об истории и культуре ЕАО – все они воплотились в жизнь. Дизайнеры все стопроцентно трудоустраиваются. 

Какие проекты реализует ваш вуз?

– Сейчас у нас стартовал интересный проект – олимпиада для школьников «Высшая проба». Привлекли учеников девятых-десятых классов и начальную школу. Причем  самый большой интерес наша олимпиада вызвала, как это ни странно, у младшеклассников. Одна только первая биробиджанская школа выдвинула 20 участников, а школ в городе много. Завершится олимпиада красивым мероприятием в городском Дворце культуры, куда мы пригласим участников, учителей-наставников, родителей, директоров школ. 

Мы разрабатываем и воплощаем различные социально значимые проекты. Наши студенты недавно выиграли два гранта по 100 тысяч рублей на реализацию проектов «Этносфера» и военно-патриотического лагеря. В прошлом году вуз получил четырехмиллионный грант на реализацию программы «Заявка на успех». В рамках этого проекта мы организовали различные мероприятия, например, провели форум научных студенческих обществ и молодых ученых вузов Дальнего Востока «Молодежь науке», летнюю школу научной подготовки старшеклассников. 

В свете предстоящего 70-летия Великой Победы в Приамурском государственном университете пройдет много интересных мероприятий. Так, мы организуем «круглые столы», викторины, конкурсы, спортивные турниры, выпустим тематические стенгазеты и проведем фотовыставки, акции, встречи с ветеранами. Кроме того, наши студенты разработали ряд социально значимых проектов, приуроченных к этому знаменательному событию. Мы также режиссируем некоторые городские мероприятия.

Университет может предложить Биробиджану и области много интересных проектов. Молодежь, на мой взгляд, играет самую активную роль в городе. И энергетический центр молодежного движения в области находится сегодня, конечно же, в нашем вузе. Это – будущее нашего региона.

Цифры и факты

* В марте 1984 года было принято решение организовать в Биробиджане педагогический институт.
* В 1986 году приказом министра просвещения РСФСР Г.П. Веселова на должность ректора назначен Александр Сурнин.
* 17 ноября 1989 года, в Международный день студентов, состоялось торжественное открытие вуза.
* В 1991 году на базе Биробиджанского педагогического института проведена первая научно-практическая конференция, издан сборник ее материалов.
* В 1992 году в вузе была создана кафедра англо-идиша – единственная в стране, готовившая специалистов в области языка идиш.
* Первый выпуск состоялся в 1994 году – институт успешно окончили более ста человек.
* В 1998 году студенческая команда вуза заняла третье место в международном конкурсе по информатике.
* В том же году трое студентов БГПИ получили право на годичное обучение в США за победу в конкурсе по программе Американского совета преподавателей русского языка и литературы.
* В 2000 году вышел первый номер студенческой газеты «Ойкумена».
* На основании соглашения с Цзямусским университетом в 2001 году вуз приступает к реализации совместной международной образовательной программы.
* Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2005 года Биробиджанский педагогический институт стал Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академией.
* В 2006 году ректором академии стал Лев Гринкруг.
* В том же году Александру Сурнину было присвоено звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области» (посмертно).
* В 2007 году был открыт музей вуза.
* Приказом Минобрнауки России от 24 ноября 2011 года Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия переименована в Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема.
* В июне 2014 года и.о. ректора Приамурского госуниверситета им. Шолом-Алейхема назначена Наталья Баженова.
* В прошлом году вуз отметил 25-летний юбилей.
* В настоящее время в структуру университета входят девять факультетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *