5 вопросов

5 вопросов

Олега Черномаза

Начальник Государственной жилищной инспекции ЕАО Елена Попович – об итогах выдачи лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами

— Елена Вячеславовна, какая разница между лицензией и квалификационным аттестатом?

– Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено законодательством РФ. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление какой-то деятельности, в данном случае управление многоквартирными домами. Их получали только управляющие компании. Товариществам собственников жилья они не нужны, хотя контроль за деятельностью этих организаций тоже ведется. 

Главное лицензионное требование – управляющая компания действует только на территории РФ и зарегистрирована здесь, а ее руководитель должен иметь квалификационный аттестат. Чтобы его получить, каждый руководитель коммунальной организации сдавал экзамен в форме компьютерного тестирования, причем все показали очень высокие результаты. Два человека набрали сто из ста возможных баллов, у остальных показатель приблизился к этому. На территории области было выдано 48 лицензий.

Есть один нюанс – квалификационный аттестат можно получить в любом регионе РФ, и он действует на всей территории России. А вот лицензию – только на территории того субъекта, где действует данная организация. Хочу заметить, что лицензионные требования очень серьезны и направлены на защиту прав граждан. Например, у руководителя не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления. Руководитель не должен быть дисквалифицирован. Если коммунальная организация по каким-то причинам лишилась лицензии и попала в соответствующий реестр, то в дальнейшем получить разрешение будет непросто.

Одно из условий лицензирования – разместить информацию о деятельности компании в Интернете. В нашей области все компании были готовы к лицензированию, проделав большую предварительную работу. И лишь одна из них, действовавшая в селе Ленинском, не обратилась за получением лицензии. Причина была в том, что одновременно она являлась и ресурсоснабжающей организацией. Решено было разделить их. Сейчас руководитель создал новую компанию, получил лицензию и планирует управлять теми же самыми домами, которыми он и управлял. 

— Что происходит с домами, оставшимися без управления? 

– Есть особый порядок. Компания, не имеющая лицензии, будет управлять ими до тех пор, пока орган местного самоуправления не проведет открытый конкурс. Но присмотр за этой компанией будет особый. 

В отличие от других регионов, в нашей области брошенных домов нет. Появились новые компании, которые планируют сегодня выйти на рынок и управлять домами. Конкурсы уже объявлены. Речь идет о жилых домах в трех населенных пунктах – Ленинском (11 домов), Биджане (семь домов) и Дежнево (пять домов). Ситуацию мы держим под контролем. 

На сегодняшний день на территории области имеется 30 компаний, которые вправе управлять многоквартирными домами, а раньше было 27.

— Каким образом новые управляющие компании могут зайти на рынок? 

– Новая коммунальная организация может пообещать собственникам, что, к примеру, улучшит обслуживание и при этом снизит плату. И собственники принимают решение о выборе этой компании. Они проводят собрание собственников, принимают решение о расторжении договора с прежней компанией и заключают новый договор. Но просто так, без всяких оснований, отказаться от услуг прежней компании нельзя. Право расторгнуть договор появляется в том случае, если они выбрали иной способ управления, например товарищество собственников жилья (ТСЖ). Другое условие – если прежняя управляющая компания не исполняет условия договора. 

Как показывает практика, новые компании приходят на рынок и берут чаще всего новые дома. 

— Анализировали ли вы деятельность управляющих компаний после получения лицензий?

– За короткий промежуток времени в несколько раз уменьшилось количество обращений на неправомерные действия компаний. Те нарушения, которые мы выявили ранее, практически все устранены, организации известили нас об этом в письменном виде, с подписями жителей. 

 В свое время в поселке Смидович был спор между двумя компаниями, жители получали по две квитанции за коммунальные платежи. Спустя какое-то время все стало на свои места. Конфликт был исчерпан, все вопросы решены. Жители остались в прежней управляющей компании. Организация называется «Единые коммунальные системы», на рынке коммунальных услуг она работает с 2008 года, ее опыт во многом ценен и показателен. 

Жители этого населенного пункта крайне редко жалуются на качество коммунальных услуг, даже когда проходят выездные приемы губернатора или его заместителей. Люди хорошо информированы. Все вопросы решаются на уровне либо управляющей компании, либо органов местного самоуправления.

Анализируя деятельность этой организации, приходишь к выводу, что ее отличают стабильность и профессионализм. Здесь нет текучести кадров, люди работают в коллективе давно, знают свое дело. Коммунальщики прикладывают немалые усилия, чтобы надлежаще управлять жилыми домами. Во многом это зависит от настроя в коллективе и грамотного руководства. Константин Латыпов, возглавляющий «Единые коммунальные системы», профессионал не только в коммунальной сфере, но и грамотный юрист. При этом условия, в которых работает управляющая компания, такие же, как и везде. Жилфонд изношенный, есть дома разных годов постройки, в том числе и сороковых, и пятидесятых–семидесятых. Но коммунальщикам удается решать основную задачу – поддерживать жилье в нормальном состоянии, выполнять текущие ремонты. Очень важно, что компания информирует жителей об изменениях тарифов, а руководитель каждый день ведет личный прием граждан. Благодаря этому удается оперативно устранять недостатки, решать проблемы на месте, не доводя до правоохранительных органов. 

— Что из опыта работы «Единых коммунальных систем» вы считаете наиболее ценным?

– В организации не первый год действует комиссия по работе с неплательщиками. Долги за потребленные коммунальные ресурсы – это та проблема, с которой не может справиться ни одна коммунальная организация. Понятно, что недостаток средств тормозит развитие компаний. В Смидовиче подходят к решению проблемы системно. Должников здесь не меньше, чем везде. Некоторые не платят, потому что нет работы, а значит, и доходов, некоторые – из принципа, только через судебное решение, хотя и имеют доходы. И тех, и других вызывают на комиссию. В ее составе – представители администрации поселения, отдела судебных приставов по Смидовичскому району и другие. Должнику предлагают варианты решения проблемы – помощь с трудоустройством, рассрочку задолженности и другие. Эта система работы приносит свои плоды, хотя пока рано утверждать, что проблему задолженности в поселке Смидович решили.

 Это – не единственный положительный пример. У нас в области более половины управляющих компаний работают долгий период. Эта стабильность вызывает доверие и собственников, и органов власти, и местного самоуправления. Если брать экономический аспект, то чем крупнее компания, чем больше у нее объем обслуживания, тем она имеет больше возможностей снизить платежи или, по крайней мере, держать их на одном уровне. Вместе с тем есть ТСЖ, которые эффективно управляют домами, и состояние домов хорошее, текущие ремонты проводятся своевременно и качественно.

 Вопрос, который неизбежно возникает: «Для чего управляющая компания берет дома на обслуживание – иметь побольше денег или добросовестно выполнять свою работу?» Жалоб на управляющие компании к нам поступало немало. В основном они носили сезонный характер – например, протекают кровли. В домах по улицам Невская, Широкая горячая вода поступала ниже нормативной температуры. Не только мы, но и прокуратура занимается их расследованием.

Хочется надеяться, что благодаря лицензированию улучшится качество работы коммунальных предприятий. Сотрудники Государственной жилищной инспекции начали объезд населенных пунктов ЕАО, чтобы на местах выяснить, что изменилось в деятельности управляющих компаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *