5 вопросов

5 вопросов

Олега Черномаза

Раввин ЕАО Эли Рисс – о содержании и смысле еврейских осенних праздников

— Эли, в чем основная идея осенних еврейских праздников?

– Рош а-Шана – начало еврейского года, которое празднуется первого и второго тишрея. С этих дней начинается десятидневный период – «дни трепета», которые завершаются Йом Кипуром – днем всепрощения и искупления. У нас есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Рош а-Шана и Йом Кипур – это такие дни, которые наполнены не весельем, а грустью – в отличие от других еврейских праздников, веселых и радостных. Почему они грустные? Потому что в эти дни душа обращается к Всевышнему для покаяния, молитв и просьб, определяется наша судьба на ближайший год. 

 Человек покаялся и обратился к Всевышнему с просьбами. После этого наступает следующий этап. Для сравнения – один человек обидел другого, попросил прощения, и тот, другой, простил обидчика. Они оба радуются: один оттого, что прощен, другой – за то, что не держит зла. 

Поэтому следующие осенние праздники веселые, радостные – Суккот, Симхат Тора. В Торе так говорится про дни Суккота, отмечавшиеся в Израиле во времена Храма: «Тот, кто не видел радость этого праздника, не видел радости вообще».

— Почему еврейский Новый год празднуют осенью?

– Между прочим, в допетровские времена в России Новый год отмечали первого сентября. Это окончание сельскохозяйственного года, время сбора урожая, начало нового периода в природе. Это время перемен. Строго говоря, в Талмуде называют четыре Новых года: первое нисана – Новый год для исхода Израиля из Египта, первое элула – Новый год для отделения десятины от скота, первое тишрея – Новый год для счета лет, а также для суда Всевышнего над всеми людьми и странами. Наконец, пятнадцатое швата – Новый год деревьев. Считается, что эти дни – самое лучшее время для покаяния, молитв и просьб о прощении, обращенных к Всевышнему. В Новый год мы каждый раз просим Творца простить не только за собственные неблаговидные дела и поступки. Евреи молятся за весь город, за весь народ, за всех жителей планеты. Очень важно это понимать.

Представьте себе, что царь раз в год спускается с высот, из своего великолепного дворца, чтобы пообщаться с крестьянами, работающими в поле. Каждый в этот момент может обратиться к нему с любой просьбой и будет услышан. 

Во время еврейского Нового года, Рош а-Шаны, происходит примерно то же самое. Понятно, что царь – это аллегория. Мы имеем в виду Всевышнего, который в этот момент находится к людям ближе, чем когда бы то ни было. Считается, что это наилучшее время, чтобы быть услышанным. Надо просить. Еврей может просить всегда. Но есть времена, когда с большей долей вероятности просьбы будут услышаны.

Когда царь находится во дворце, то шансов быть им услышанным меньше. Или царь находится рядом – чувствуете разницу? Это не означает, что если мы обратимся к нему в другое время, например, после Нового года, то эту просьбу он не услышит. Любая просьба дойдет до Творца. Тем не менее именно эти десять дней – от Рош а-Шаны до Йом Кипура – лучшее время для просьб и покаяния. Суд Всевышнего решает судьбу каждого еврея в трех ипостасях – его дети, его жизнь и здоровье, его пропитание. Чего-то он может получить больше, чего-то меньше.

— Что означает фраза «Бог помнит то, что человек забывает, но забывает то, что человек помнит»?

– Если человек совершает проступок и не раскаивается в нем, а стремится побыстрее забыть, чтобы облегчить себе жизнь, Господь помнит о нем и судит провинившегося. Но если совершивший зло еврей всю жизнь помнит о нем, то Всевышний прощает его. Если человек исполняет заповедь или делает какое-то хорошее дело и все время помнит об этом в высокомерии и самодовольстве, то в Танахе об этом сказано так: «Дом надменных опрокидывает Господь». 

— Осенние праздники отмечают евреи всего мира, но в Израиле они проходят по-особому. Что в них главное?

— Наверное, духовная составляющая. Там в Йом Кипур даже нерелигиозные евреи идут в синагогу и молятся. Человек весь год не соблюдал шаббат, кашрут, но в этот день он пришел в синагогу и искренне просит прощения. Могу провести такую аналогию. Иногда в семье случается конфликт между родителями и взрослыми детьми. Бывает, они даже не общаются между собой. Но если отец находится при смерти или есть опасность его жизни, сын или дочь, даже много лет не общавшиеся с ним, придут к нему. Потому что чувствуют – в этот момент они могут потерять связь с ним. 

Йом Кипур, или Судный день – самый главный день для еврейского народа и для каждого еврея. Еврей, если не придет в этот день в синагогу, теряет связь с Всевышним. Поэтому в Израиле все евреи приходят в синагоги. В этот день не просто не принято работать, но вы даже не увидите машин на дорогах, никто не садится за руль. Уже завтра все будет как всегда, в том числе и вереницы автомобилей на автострадах. Но сегодня – особенный, святой день.

А основной мотив праздника Суккот – «радость после очищения», веселье после дней покаяния. Грехи являются перегородкой между евреями, они мешают нам чувствовать себя единым целым. Кроме того, они являются преградой между людьми и Всевышним.

Одно из действий Суккота называется «вознесение лулава». Лулав, а это лист финиковой пальмы, мирт и иву крепко связывают, берут их в правую руку, этрог (плод цитрусового растения) – в левую и, соединив, благословляют и потрясают последовательно в направлении всех сторон света. Эту процедуру повторяют все дни праздника. Это действие символично – единство евреев, провозглашаемое «четырьмя видами», распространяется на весь мир. 

В дни Суккота в Израиле можно увидеть множество шалашей – во дворах домов, на берегу моря и т.д. Это не капитальные строения – их сооружают из обычной ткани, украшают, ставят стол с угощениями, сиденья. Одна из заповедей этого праздника – приглашать к себе гостей. Любой человек может зайти в сукку, разделить с хозяином трапезу или просто провести в шалаше некоторое время. Все остальное время года люди так не поступают. Каждый находится в своем жилище, отделен от других. Но в эти дни израильтян перестают разделять стены, люди становятся ближе друг к другу. Неважно, какого статуса человек, но всем одинаково холодно без крыши над головой. 

Симхат-Тора – это день необыкновенного веселья и ликования. Верующие танцуют со Свитками Торы, выходя из синагог, прямо на улице.

— Как отмечают Рош а-Шану?

– Новый год – это семейный праздник. Обязательно должна быть праздничная трапеза. После молитвы все садятся за стол. Едят сладости, желают друг другу доброго и сладкого Нового года. На праздничном столе, кроме этого, должна быть рыбья голова – чтобы евреи были впереди, а не позади всех.

Я поздравляю читателей газеты «Биробиджанер штерн» с наступившим 5776 годом и желаю счастливого Нового года! Суккот отметим во дворе общинного центра. В шалашах будет стоять угощение. В городском Дворце культуры по традиции состоится представление, посвященное еврейским осенним праздникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *