5 вопросов

5 вопросов

Олега Черномаза

Зачем нам нужны иностранные рабочие, если в области в ряде отраслей ощущается безработица?  Каким образом повышать эффективность привлечения иностранной рабочей силы на территории ЕАО?

Об этом мы беседуем с начальником управления по труду правительства области Татьяной Ряполовой.

Из каких стран к нам приезжают трудовые мигранты?

— Девяносто процентов — это граждане КНР, остальные — жители стран СНГ. Традиционные сферы, где они заняты, — строительство и сельское хозяйство. На протяжении ряда лет в эти две отрасли стабильно берут порядка трех тысяч человек, но специфика наступившего года —  еще и производственная сфера. Далее идут добыча полезных ископаемых, сфера услуг, ресторанный бизнес.

Из КНДР традиционно зимой заезжают рабочие на лесозаготовки, а в теплое время года  — монтеры пути из Украины. Единичны случаи привлечения специалистов из Польши, Германии, — в частности, требовались специалисты по бурению артезианской скважины для города Хабаровска,  для рыборазведения.

Какую квалификацию имеют трудовые мигранты?

— В этом году шесть процентов составляют высококвалифицированные специалисты, 91 процент — квалифицированные. 

Татьяна Николаевна, управление по труду — уполномоченный орган по привлечению иностранной рабочей силы, а вы — заместитель председателя  межведомственной комиссии по вопросам привлечения  и использования иностранных работников на территории ЕАО. Что меняется в ее деятельности? 

— Она совершенствуется в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве. До первого января нынешнего года действовало постановление правительства РФ номер 783, в котором были правила определения потребности в иностранной рабочей силе и формы заполнения заявок. Комиссия  отклоняла заявку, если работодатель нарушал трудовое законодательство, или когда была возможность найти рабочую силу в области.  Мы собирали заявки, формировали пакет предложений от ЕАО и потом на комиссии в Москве их защищали. Заявки принимали до первого мая, потом эту работу прекращали. У комиссии было право полностью отклонить либо полностью принять заявку, а также отклонить ее частично. Но нередко работодатель подавал заявку, желая получить квоту на большее количество трудовых мигрантов, не  задумываясь о том, нужна ему иностранная рабочая сила в таком количестве или нет. В 2011 году  заявок было на  девять-десять тысяч человек. А мы определили потребность в 6100. Заявка на 2014 год  еще меньше — 5184 человека.

С первого января нынешнего года постановление 783 утратило силу.  Приказ Минтруда сейчас находится на согласовании в Министерстве юстиции. После его подписания работодатели смогут подавать заявки,  а пока эта работа приостановлена.

Хочу заметить, что в состав межведомственной комиссии входят представители  различных  ведомств —  управлений строительства и архитектуры, сельского хозяйства, трудовой занятости,  здравоохранения правительства ЕАО, социальной защиты населения, налоговой инспекции,  государственной инспекции  по труду, уполномоченный по защите прав предпринимателей, председатель областной Федерации профсоюзов и другие. Это позволяет  в полной мере оценить эффективность использования трудовых мигрантов, выяснить, допускал ли тот или иной работодатель какие-то нарушения.

При этом, начиная с 2011 года, нам удавалось привлекать более семидесяти процентов заявленного количества трудовых мигрантов, хотя до этого в область реально заезжало чуть более половины. Это говорит об эффективности  использования  иностранной рабочей силы. Работодатели стали более четко и конкретно считать, сколько работников им необходимо.

Какие критерии учитывает комиссия, принимая решение о выделении квоты работодателю?

— Их много. Это наличие сведений о  работодателе в едином госреестре юридических лиц  и отсутствие данных о прекращении деятельности;  информация о том, что нельзя удовлетворить эту потребность за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе за счет выпускников образовательных организаций и переобучения безработных. Надо понимать, что всегда существовал и сейчас сохраняется приоритет привлечения на свободные места российских граждан перед иностранными работниками. Также учитываем обеспечение трудовых мигрантов жильем, социальной инфраструктурой и медицинской помощью, выполнение требований трудового, миграционного, налогового законодательства, своевременную выплату заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума (не менее 9800 рублей на одного трудоспособного человека в месяц).

Если представители нашей межведомственной комиссии имеют сведения о невыполнении работодателем того или иного пункта, то комиссия  отклонит эту заявку.

Надеюсь, что в марте комиссия начнет принимать заявки и будет это делать до 1 августа. Позднее мы это тоже будем делать, но они пойдут как дополнение к основной заявке.

Работодатели используют трудовых мигрантов, чтобы им меньше платить?

— Дискриминация, безусловно, существует — работодатели пытаются заключить с иностранным работником не трудовой договор, а подменить трудовые отношения  гражданско-правовыми.

Вопрос, зачем нам трудовые мигранты, если в области существует безработица, мне задают нередко. Хочу заметить, что в ЕАО коэффициент напряженности на рынке труда — один из самых низких в Дальневосточном федеральном округе, чуть более тысячи зарегистрированных безработных. Вместе с тем в области ведется большое жилищное строительство, сооружается  такое крупное промышленное предприятие, как горно-обогатительный комбинат, начинается строительство железнодорожного моста через Амур. Все эти объекты требуют большого количества рук, которых у нас в области нет. Когда мы пишем обоснование в Москву, что нам требуется, предположим, 20 каменщиков, то указываем, какое у нас количество выпускников профессиональных училищ по этой специальности и где они трудоустроены. Выпускники, к сожалению, не идут на тяжелую работу на стройку. Точно так же можно сказать, что  в основном пахать, сеять, убирать урожай к нам приезжают работники из-за рубежа.

Но если обратиться к причинам сложившейся ситуации, то приходится констатировать, что работодатели не заинтересованы в будущем своего предприятия, создании постоянного кадрового костяка. Многие из них живут одним днем — сегодня как-нибудь продержусь, получу прибыль, а завтра хоть трава не расти. У нас в области квалифицированной рабочей силы становится все меньше, трудовые ресурсы имеют тенденцию к старению.

Мы анализировали, сколько работодателей занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, и пришли к выводу, что 60 процентов из них стараются не переобучить работников, а переманить у другой фирмы более высокой заработной платой. Это самое простое решение. Вместе с тем у нас в области существует наставничество, работодатели тратят деньги на повышение квалификации. Думаю, положение изменится, когда жизнь заставит переориентироваться на другие задачи. 

Если анализировать трудовые ресурсы, то в ЕАО, кроме рабочих строительных профессий, традиционно не хватает  водителей, которые уезжают на заработки в другие регионы.

Цифры и факты

Квоту на мигрантов сократили в 2014 году на 100 тысяч человек 1,6 миллиона иностранцев смогут получить в новом году разрешение на работу в России — таков размер квоты на их привлечение. Устанавливается квота постановлением правительства на основании заявок работодателей.
Стоит отметить, что предыдущие несколько лет квота держалась на уровне 1,7 миллиона человек. При этом в 2013 году в ее рамках разрешение на работу получили порядка 1,2 миллиона иностранцев.
По мнению экспертов, квота не вычерпывается целиком из-за бюрократических сложностей при оформлении документов. В целом в последние годы систему квотирования не критиковал только ленивый. В связи с этим в прошедшем году глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский заявил о том, что ведомство намерено от нее отказаться. Разработаны предложения, по которым право трудоустроить иностранцев получит работодатель, чья вакансия была заявлена в службу занятости населения, но не нашла интереса у российских соискателей. В наступившем году эта инициатива будет обсуждаться на всех уровнях власти и с общественностью. Хотя глава Минтруда Максим Топилин ранее негативно отзывался об этой идее, аргументировав свою позицию тем, что при такой системе национальный рынок труда будет плохо защищен.
Напомним, сейчас не квотируются высококвалифицированные специалисты, квалифицированные специалисты и мигранты, работающие по патентам в частном секторе.
Также с этого года по линии миграционной службы вводится еще несколько нововведений. В частности, будет ограничен период пребывания в России безвизовыми иностранцами — находиться в нашей стране можно будет без разрешительных документов не более трех месяцев в течение полугода.
Также с 1 января 2014 года местная администрация прекращает осуществлять регистрационный учет россиян по месту пребывания и по месту жительства в пределах страны. Теперь заниматься этим будет ФМС.
Российская газета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *