Конфликты на работе

Конфликты на работе

Фото: pro-psycholog.ru

Это не простой спор между людьми, имеющими разные мнения по какому-то вопросу, это серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов

В настоящее время проблемы человеческого общения становятся все более острыми и более актуальными, а потому бывает достаточно сложно обойтись без конфликтных ситуаций. Они встречаются в разных аспектах нашей жизни.

Для конфликта всегда характерно эмоциональное поведение сторон. В любой действующей организации существуют различные конфликты. Из некоторых конфликтов можно почерпнуть что-то положительное, с помощью них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива.

Конфликт на работе является достаточно распространенным явлением. Часто в конфликтной ситуации происходит столкновение противоположных позиций, мнений, идей, в ходе которой люди пытаются разрешить ее с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций. Основой конфликта, который произошел на работе, становятся накопившиеся противоречия, объективные и субъективные.

Конфликты возникают в различных коллективах, чаще всего в женских, потому что представительницы женского пола более эмоциональны, чем мужчины. Алина Ашба, инженер-исследователь Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, объясняет этот факт нейрофизиологическим различием женского и мужского организма.

Причина кроется в том, что ещё в ранний период развития мозга у человека гормон тестостерон стимулирует активный рост «более рационального» левого полушария мозга и подавляет рост «более эмоционального» правого. Вследствие этого мужчины при возникающей конфликтной ситуации руководствуются отнюдь не эмоциями и интуицией, а логикой и грамотным планированием. Женщины же более эмоциональны по своей природе, готовы с «шашкой наголо» ворваться для выяснения отношений, руководствуясь сиюминутным настроением.

В определенных ситуациях многие сотрудники просто являются конфликтными, часто демонстрируют свои права, их не волнует мнение других, поэтому сотрудничать с ними сложно.

Из-за трудовых отношений конфликты наиболее часто происходят ввиду нечеткого распределения должностных обязанностей. Причиной конфликта может послужить отсутствие у сотрудника навыков передачи информации, вследствие чего путаница в действиях работников приводит к недопониманию и недовольству.

Причиной конфликта между сотрудником и его непосредственным руководителем может послужить как непоследовательность действий любой из сторон, так и лишение подчиненных права голоса, предвзятое отношение, что приводит к большому разочарованию работников, снижению мотивации к дальнейшей работе и нездоровой атмосфере в коллективе.

В то же время любые проблемы разрешаемы, если этого хотят обе стороны. Грамотные и ответственные люди пытаются избежать крайних мер и уладить отношения переговорами.

В любом конфликте самое главное – вести себя достойно, соблюдать границы общения, которые переступать нежелательно – такие, как переход на личности, открытое оскорбление собеседника. А в конфликтной ситуации именно от поведения сторон зависит, разрешится конфликт или нет.

Нужно научиться принимать чужую точку зрения и помнить о том, что люди разные, как и их воспитание, текущие жизненные обстоятельства, менталитет. Соответственно этому формируется отношение людей к происходящему. Важно не только выслушать чужую точку зрения, но и грамотно донести собственную, потому что часто конфликтные ситуации происходят из-за того, что коллеги не могут или не хотят аргументировать свою точку зрения, настаивая на своем.

Ошибочно также считать свое мнение единственно верным – при необходимости нужно находить компромиссное решение, возможно, найдутся способы удовлетворить потребности другой стороны, не нарушая собственных интересов. Извиниться – не значит признаться в собственной неправоте. Признавший ошибку, показывает способность к развитию, гибкий ум и открытое мышление. Деликатность и такт в общении — лучшая профилактика конфликтных ситуаций, а в жизни много куда более интересных вещей, чем всем и каждому доказывать свою правоту, тем более с помощью такой неприятной и непредсказуемой вещи, как конфликт.


Галина КИРИЕНКО

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В опубликованном исследовании одного из российских аграрных вузов перечисляются наиболее распространенные причины трудовых конфликтов. Одна из них – проблема распределительных отношений – сегодня нередко встречается в небольших организациях, претерпевающих так называемую политику оптимизации. В этом случае в конфликт втягиваются не только руководство и прочие сотрудники (типичный конфликт «работодатель – наемный работник»), но и рядовые труженики между собой конфликтуют по поводу присвоения каких-либо благ и ценностей.

В таких случаях неизбежно возникает вопрос справедливости-несправедливости, рациональности-нерациональности, перераспределения уже присвоенных, полученных благ и ставится под сомнение сам принцип и критерии распределения благ.

Конфликт же перераспределения болезненнее, чем конфликт распределения. Последний носит более идейный характер, а на чужое мнение о чьей-то ценности (или напротив) повлиять крайне трудно. В самом деле: как вы отнесетесь к тому, что ваша необходимость вдруг ставится под сомнение или ваш по-прежнему добросовестный труд стал менее востребован и потому будет менее оплачиваемым? При этом ничего другого вам делать не предлагают. Ситуация характерна для предприятий с устаревшей материально-технической базой и не имеющей оборотных средств на модернизацию, возникает в регионах с низкой покупательной способностью населения и испытывающей отток населения. Объектом и предметом конфликта в производственных условиях могут быть не только заработная плата, но и условие, и содержание труда, нормы выработки и т.д. И, судя по неторопливому росту нашей экономики, рискует проявляться все чаще и в более резких формах.

И тут возникает вопрос: насколько мы – каждый человек – готовы внутренне к трудовому конфликту? Готовы ли мы – и наемные работники, и работодатели – каждый, отстаивая свои права, разжигать сложную ситуацию или искать спасительный для всех выход?

Александр ВОТТОН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + четырнадцать =