7 фактов о горских евреях

7 фактов о горских евреях

Представителей данной этнической группы иудеев,  традиционно проживавших на территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана, не стоит путать с грузинскими  евреями.

Так называемый народ джуури имеет свою самобытную культуру,  интереснейшую историю  и многовековые традиции. Во всем мире он известен, как один  из самых сплоченных народов с очень развитым чувством взаимовыручки и поддержки

  1. Почему «горские»

В официальных русских документах XIX века все кавказские народы именовались горскими. Восточнокавказских евреев стали именовать горскими еще и для того, чтобы отличать их от европейских евреев, ашкеназов. Наименование «горские евреи» прижилось  и в обиходной речи, и в исследовательской литературе.

  1. Джуур – значит, иудей

Сами себя горские евреи называют еуди – то есть «иудей», но в быту обычно используется другое самоназвание джуур или, во множественном числе, джууру («juhur» – то же, что и иранское «jihud» – искаженное «яхуди», «иудей»). Диалектные формы произношения допускают такие варианты этнонима, как «жугьур» (джугур) и «гьивр». Зачастую  в быту к горским евреям применялось название «дагджууд», то есть «горец-иудей» от тюркских слов «даг» – «гора» и «джууд» – «иудей».

Язык джуури, ставший результатом смешения иврита, персидского языка и арамейского, является исчезающим языком и классифицирован как находящийся под угрозой исчезновения, в связи с чем организация ЮНЕСКО и включила его в «Атлас умирающих языков мира». Сегодня в мире осталось совсем немного представителей горско-еврейского народа, в совершенстве владеющих родным языком. В основном им широко пользуются выходцы из Азербайджана.

  1. В поисках родины

Считается, что горские евреи произошли от десяти колен Израилевых, которые давным-давно населяли Мидию. В 555 году до н.э. царь Ашура Шалманэсер выселил евреев из Северного Израильского царства. Местом их пребывания стала территория современного Северного Ирана. Но практически с самого своего прихода они стали подвергаться новым гонениям уже со стороны персидских религиозных каст. Большая часть евреев отправилась дальше, на территорию дохристианской Армении и Азербайджана, где травля со стороны местного населения не прекратилась. Наконец, группа евреев была вынуждена уйти за Кавказский хребет, на территорию Северного Кавказа, где они и смогли, наконец-то, осесть на долгие годы.

Однако за несколько последних десятилетий большая часть горских евреев покинула родные края. По оценкам специалистов, общая численность представителей этой этнической группы сегодня составляет около 250 тысяч человек. В основном они сейчас живут в Израиле (порядка 120 тыс.), России (30 тыс.) и США (примерно 20 тыс.). В Азербайджане на сегодняшний день живет около 7 тысяч человек. Остальные – в разных европейских странах, например,  в Германии (3 тыс.) и Австрии (1 тыс.), а также, в Канаде (2 тыс.).

  1. Бесправные, но гордые

Долгие столетия горские евреи боролись с исламизацией, не желая отказываться от своей религии, за что неоднократно подвергались гонениям. Не щадили иноверцев войска иранского правителя Надир-шаха Афшара (1688-1747 гг.), не раз нападавшие на Азербайджан и Дагестан. Еще одним полководцем, который среди прочего стремился исламизировать весь Кавказ, был имам Шамиль (1797-1871 гг.), утверждавший свое влияние на этих землях в XIX веке. Переход же Восточного Кавказа под российскую юрисдикцию мало что изменил в правовом положении горских евреев – они продолжали целиком зависеть от местных мусульманских феодалов, которые их нещадно угнетали. Так, 29 января 1866 года еврейские общины аулов Тарки, Буйнака, Дюргели и Карабудахкента составили обращение к российскому наместнику в Дагестане, в котором говорилось: «Мы находимся в неравном положении, когда наши дела разбирают по законам шариата и адата. Иной раз мусульманин убивает еврея и не получает никакого наказания, а когда еврей убивает мусульманина, даже обороняясь, – его немедленно судят и высылают в Сибирь».

  1. И все-таки – евреи

Антропологи до сих пор спорят о происхождении горских евреев. Не все специалисты причисляют их к потомкам праотца Авраама – некоторые считают их кавказским племенем, принявшим иудаизм в эпоху Хазарского каганата. Другие исследователи отмечают, что представители колена Симонова, давно поселившиеся на Кавказе, своими обычаями, традициями и национальной одеждой похожи на абхазов, осетин, аварцев и чеченцев, материальная культура и социальная организация которых почти идентичны.

Однако в 2002 году британский генетик Дрор Розенгартен проанализировал Y-хромосому горских евреев и выяснил, что отцовские гаплотипы представителей этой этнической группы и других общин евреев во многом совпадают. Таким образом, семитское происхождение джууров теперь подтверждено научно.

  1. Татская неразбериха

До сих пор существует путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Например, в Азербайджане, где проживает большинство татов-мусульман, таты записаны в паспортах (и следовательно, в переписях) как азербайджанцы. А во входящем в состав Российской Федерации Дагестане основную массу татоязычного населения составляют горские евреи. Дело в том, что в советское время начинается государственная политика «татизации» горских евреев. В их паспортах, в графе о национальности, вместо «еврей» указывалось «тат» –  власть вообще отрицала какое-либо родство жителей Израиля с горскими евреями.

На самом деле, таты – это выходцы из Персии, бежавшие оттуда, спасаясь от войн, междоусобиц и восстаний, и поселившиеся на юге Дагестана и в Азербайджане, как и евреи. С конца XIX века этноним «тат» закрепляется в русской литературе применительно к трем различным этническим группам: горским евреям, ираноязычным мусульманам Северного и Центрального Азербайджана и Южного Дагестана (так называемые таты-азербайджанцы) и небольшой группе татоязычных христиан армяно-григорианского вероисповедания. Ни один из этих народов не пользовался и не пользуется словом «тат» в качестве самоназвания.

  1. Взаимовлияние культур

Одной из причин, позволившей горским евреям не затеряться среди других жителей Кавказа, является их религия, твердое следование канонам иудаизма. Однако, осознавая свои еврейские корни, они относили и относят себя к миру кавказской, нежели русской культуры. Таковыми считают их и кавказские народы, среди которых они традиционно живут и которые называют их «своими евреями». Отмечая иудейские праздники, соблюдая многочисленные гастрономические запреты и следуя наставлениям раввинов, джуури долгие века жили большими патриархальными семьями, у них бытовало многоженство, а за невесту полагалось платить калым. Обычаи гостеприимства и взаимной помощи, присущие соседним народам, всегда поддерживались и местными иудеями. Они и сейчас готовят блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, исполняют зажигательную музыку, характерную для жителей Дагестана и Азербайджана.

По материалам сайтов stmegi.com и gorskie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *