А чеки шлите почтой

Интернет-покупки могут оказаться под запретом в России

Систему розничной интернет-торговли в России ожидают перемены. Федеральная налоговая служба РФ планирует привести в порядок продажу изделий и вещей через Всемирную паутину, требуя от интернет-продавцов применения аппаратно-кассового оборудования, которое выдает чеки и фиксирует информацию о продаже.

Законопроект о применении контрольно-кассовой техники, не так давно принятый Госдумой в первом чтении, вызвал бурное недовольство интернет-предпринимателей и отраслевых организаций. Новые требования фактически запрещают оплату банковскими картами в интернет-магазинах без выдачи кассового фискального чека.

Под запретом могут оказаться любые виртуальные покупки, вплоть до оплаты парковки через SMS, которая организована и распространена в некоторых центральных регионах России.

Интернет-консервы запретят?

Между тем, по данным многих экспертов, население России, испытывая кризисные трудности и в связи с этим желая сэкономить, все чаще обращается за покупками не в магазины родного города, а на соответствующие интернет-сайты, дистанционно заказывая там товар и оплачивая его посредством кредитных карт. Тем более что в последние годы такой интернет-шоппинг набирает все большие обороты, предлагая огромный перечень товаров -одежду, косметику, бытовую технику, товары для дома, компьютерные принадлежности, посуду и даже еду. Например, консервы и прочую продукцию теперь можно купить и через Сеть.

Народ уже привык к таким интернет-закупкам, считая их нормой. Не секрет, что и в Биробиджане многие давно пользуются услугами интернет-магазинов. Очень популярным стало приобретение через Интернет фирменной одежды. Это дешевле. Быстро нашлись и предприниматели, формирующие заказы из Биробиджана.

Так что понятно волнение налоговых органов, усмотревших в расширении такого «спроса-предложения» активную деятельность продавцов, которые могут таким «дистанционным» образом уклоняться от налогов. Ведь отследить их финансовую деятельность через Сеть довольно трудно, потому что оплата заказов приходит им непосредственно через онлайн-переводы на кредитные карты и счета.

По оценкам экспертов, налоговый орган, взявшись дисциплинировать  интернет-продажи, нацелился на выстраивание единой системы взаимодействия всех экономических субъектов, связанных с продажей товаров, работ, услуг. Прозвучало такое понятие, как «принципиальная смена ландшафта контроля», то есть подведение тех же интернет-продавцов, как мелких частников, так и крупных фирм-ритейлеров, под единое поле отслеживания их торговой деятельности.

При этом в налоговой службе понимают, что это повлечет необходимость существенных затрат на реализацию новых требований. Взять хотя бы разработку и внедрение кассовой техники, распечатывающей чеки, а также создание надежного програм­много обеспечения, через которое эта техника будет подключена к интернет-ресурсу, на котором осуществляется продажа товара, его выбор клиентом, оформление заказа и проведение оплаты. Все это предпринимателям придется приобретать и устанавливать у себя.

Позади паровоза — только налоговик

— Мой бизнес в Биробиджане невелик,  — поясняет интернет-предприниматель Елена Д.,  — я занимаюсь интернет-продажами с нескольких сайтов одежды. Есть своя постоянная клиентура, которая сложилась на протяжении двух-трех последних лет. Ни у кого оплата заказов через банковские карты, перевод денег со счета на счет не вызывала проблем. Если честно, мне непонятна позиция налоговых органов, которые сообразили, что бегут давно уже позади паровоза. Интернет-бизнес и всяческие розничные онлайн-продажи развились, набрали обороты, к ним привыкло население, а налоговики только сейчас опомнились и решили все поставить с ног на голову. А где они были раньше?

При этом специалисты отмечают, что под понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа» (ЭСП) попадают многие привычные современному человеку операции. В их числе оплата парковки с мобильного телефона, покупка билетов через мобильное приложение, проведение платежа через личный кабинет, расчеты банковскими картами (как при совершении покупки в обычном магазине, так и через сайты), оплата услуг и штрафов через «привязанные карты», через платежные шлюзы порталов гос­услуг.

Получается, теперь при всех таких расчетах необходимо формировать чек аппаратным способом с применением фискального накопителя. Как именно это делать технически, до конца неясно. В обычном крупном магазине покупатель контактирует с кассовым аппаратом (посредством кассира или с автоматическим устройством), затем данные со всех кассовых аппаратов собираются, условно говоря, на сервер, интегрированный с учетной системой. В случае применения электронных средств платежа ситуация обратная. Упрощенно говоря, покупатель изначально контактирует с сервером – пересылает на него определенную сумму за покупку, переводя ее с банковской карты, а потом та уже доходит до адресата-продавца. Но на сервер кассовый аппарат с распечаткой чека не навесишь…

«Не усложняйте нашу жизнь»

Как пояснил руководитель Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, правила работы для интернет-ритейла, возможно, очень усложнятся. На онлайн-бизнес будет возложена обязанность при оплате картой через сайт использовать кассовые аппараты с фискализаторами, направлять пробитые чеки в налоговые органы в электронном виде, а также посылать их покупателям почтой. Большие компании будут вынуждены этим правилам соответствовать. Но малый и средний бизнес может начать уходить «в тень», обходить новые правила. Кому захочется, имея невеликие масштабы своего бизнеса, возиться с почтовыми отправками сотен и тысяч бумажных кассовых чеков покупателям, которые им, собственно, и не нужны? К тому же малому бизнесу вряд ли будет по силам покупать фискализаторы и сложные программы интеграции кассовых аппаратов с сайтом, держать обслуживающий все это персонал.

Но, по мнению другой стороны, налоговые ужесточения связаны с тем, что 80–90 процентов рынка онлайн-продаж находится «в тени» и остается непрозрачным для налоговых органов. «Серый» рынок интернет-торговли сейчас ведет к недобросовестной конкуренции, уходу от налогов и продажам сомнительного, зачастую контрафактного товара. При дистанционной торговле риски неуплаты налогов выше, чем риски, возникающие в реальном секторе экономики. Недобросовестные интернет-продавцы зачастую вовсе не печатают кассовый чек или печатают его только в том случае, если покупатель того потребует. Между тем, как отмечают налоговики, выдача чеков преследует не только фискальные интересы. Во многом чек является важнейшим элементом защиты прав потребителя.

9-2

Между тем оборот розничной торговли в ЕАО за первый квартал 2016 года уменьшился на 5,8 процента (в сопоставимых ценах) в сравнении с аналогичным показателем за соответствующий период прошлого года. По сведениям Еврстата, розничная торговля в области вот уже третий год подряд переживает не лучшие времена, оборот падает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *