А если будешь драться…

А если будешь драться…

Фото: woman.forumdaily.com

«Драться не красиво, это очень плохо!» Так обычно внушают прописные истины своим детям мамы.

«Какой невоспитанный ребенок!» Так, в свою очередь, чаще всего оценивают окружающие воспитательные способности самих родителей набедокурившего дитя.

И большинство нормальных мам искренне переживают по обоим поводам, порой находясь
в смятении: а правильно ли идет развитие их ребенка?

Случается так, что в самый неожиданный момент любимое чадо способно выкинуть такой «номер», что хочется накричать на него и самой провалиться сквозь землю от стыда. Да я и сама не раз такое испытывала с сыном Макаром. Как и замечала неловкость других мам, у которых вдруг тоже сынок или дочка выкидывали очередной «фортель» в публичном месте.

При этом от родителей во всех случаях исходит одна и та же фраза: «Не пойму, что случилось с ребенком! Такое у нас в первый раз!»

Или мама строго отчитывает баловника, отведя его в сторонку, пытаясь достучаться до глубокой сознательности трёх-четырёхлетки: «Ты же никогда не дрался. А тут стоило выйти на улицу – и на тебе. У кого ты научился? Покажи мне!»

Знакома ситуация? Думаю, многие и себя в ней узнали.

Вот так и со мной произошло недавно. Не в первый раз, конечно, но это заставило пересмотреть свои отношения с сыном и методы воспитания дошкольника. Но всё по порядку.

Так получилось, что недавно наш сын поменял дошкольное учреждение, проще говоря, детский садик. Как обычно происходит вся процедура привыкания ребёнка к садику? Это несколько дней нахождения по паре часов в новом детском коллективе. В принципе, как в первый раз пойти в детский сад, только процесс адаптации проходит быстрее. Понятно: новый садик, новые дети, незнакомые воспитатели. Сын ни в какую не хотел меня отпускать, и я минут по десять находилась в группе, поджидая удачного момента, чтобы незаметно ускользнуть на работу.

За время такого своего вынужденного пребывания в группе я обратила внимание на одного мальчика, который буквально ко всем приставал и искал повода подраться. Иногда он даже… с воздухом успевал подраться!

Подумала: «Вот дела! Может, ребёнок передо мной – новым человеком – так своеобразно «воображает», ищет внимания? Тётя-то – новая, вдруг оценит мастерство?»

Прошло ещё немного времени. Еду в общественном транспорте мимо садика и вижу, как группа моего сына идет с прогулки. Всё как надо: строем, по двое за ручку. И тот самый мальчик вдруг толкает впереди идущего, и посреди только что мирно шествовавшей группы дошколят завязывается потасовка. В этот момент я подумала: «Какой драчун! Интересно, его родители знают, как он себя ведёт в садике? И как же всё-таки хорошо, что наш сын воспитан и не дерётся». В общем, поняла, что живём, как в сказке. Да забыла: в сказках чем дальше – тем страшнее.

Просыпаюсь я утром ранним, радостно бужу сынульку в садик, пытаюсь его одеть. А он… начинает со мной драться! И не просто отбрыкивается, как любой невыспавшийся ребёнок, а лезет прямо с кулаками, молотя ими в воздухе как попало. Причем на каждую мою просьбу успокоиться он ещё больше заводился и повторял фразу: «Надо бить маму, ударить».

Любой маме важно найти оправдание поступкам своего ребёнка. В общем, всё списала на неожиданный каприз. Пришли из садика, бабушка, как всегда, попыталась спросить у внучка: «Как дела?», на что… получила детской ладошкой по руке. Стало ясно: с мальчишкой происходит что-то не то и этого я не вижу.

На следующий день я поинтересовалась у всех воспитателей в детском саду, как Макар ведёт себя в группе, когда я ухожу? На что одна воспитательница сказала: «Если Макар оказывается вдвоём с другим мальчиком, то они всегда в течение дня дерутся, а если мальчика того нет, то всё хорошо».

Вычислить – «кто тебя так научил?» – труда не составило, но что мне с этим делать дальше?
Как справиться с ситуацией?

Легко осудить других родителей за плохое поведение их ребёнка. Но кто знает: вдруг в семье того мальчика родители тоже не могут справиться с аналогичной ситуацией?

Попыталась с сыном поговорить, что-то объяснить. Он и слушать не хочет.

В итоге провела всю ночь в интернете, выискивая объяснения и рекомендации детских психологов, обшарила форумы мамочек, у кого какие методы борьбы с детьми-драчунами… И оказалось, что возраст 3-4 года – самый активный, в это время происходит так называемый «кризис трёх лет», когда ребёнок самоутверждается в окружающем мире и порой проявляет агрессию и дерётся, доказывая своё право кулачками. К этому есть много различных факторов и предпосылок – от гиперактивности конкретного ребёнка, которую в детсаду, где всё мирно-чинно, а лишнюю энергию ему просто некуда деть, до неладов в его семье, с которыми мы, увы, скорей всего, ничего не сможем поделать…

Из рекомендаций психологов и опытных родителей я усвоила самое главное: ударом на удар ребёнка отвечать нельзя! Тем самым можно усугубить ситуацию: ведь идёт противоречие между словами о примерном поведении и вашими собственными действиями!

Ситуация называется: думай, мама, на то ты и мама. Как нас (родителей) учат: индивидуально и креативно подходить к воспитанию и развитию своего ребёнка? Эврика!!! Я придумала для Макара игру. Все гениальное всегда просто и лежит на поверхности.

Громко заявляю Макару, что мы идем играть в самую настоящую войнушку! Мы вооружились (пистолетов у нас много, мечей и различных касок – полно). В такой экипировке про нас можно было снимать фильмы хоть про человека-паука, хоть черепашек-ниндзя, хоть просто «самого сильного воина». Цель – вызвать у ребёнка очень сильный азарт и интерес к игре, где бы Макар мог проявить свою силу и ловкость. В качестве «целей», которые надо сокрушить, даже принесла подушки. Их можно было бить хоть до упаду! Раньше, как понимаете, от усталости сваливался малолетний «воин».

Так мы играли пару дней. Если у Макара появлялось желание вне игры что-либо решить силой, я нежно перехватывала руку и говорила: «Сейчас мы не играем. Если хочешь играть, вставай – идём играть. Но ты же помнишь – у сильных воинов есть правило. В мирное время они не дерутся, только когда на поле битвы. Если ты правила не будешь соблюдать, тогда ты не настоящий воин. Если будешь драться просто так, без игры, то вряд ли у меня будет желание с тобой играть».

Да, это далось мне непросто. Методика потребовала изрядно времени, сил и выдержки. Но у нас три дня подряд был постоянный диалог и было требование взаимно выполнять условия. Я спрашивала Макара: «Если ты злишься, ты можешь сказать, почему ты злишься или на кого? Что сейчас произошло?»

Иногда, когда трудно было сохранить спокойствие, просила сына отойти в сторону, а я немного подумаю. Поверьте, пятиминутная пауза способна сильно поменять настроение и намерения ребёнка.


Лилиана КАРАСЁВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *