А можно было лучше?

А можно было лучше?

Есть ли сослагательное наклонение в топливном вопросе

Предпринятые правительством меры на сегодня позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива. Введение заградительных экспортных пошлин в настоящее время не потребуется. Это результат, а не итоги…

Итоги каждая сторона подводит сама для себя. И вот что мы имеем. По состоянию на сегодня, реализованные меры покрывают поставленные задачи: внутренний рынок стабилизируется, экспортные поставки не попадают под давление финансового пресса со стороны государства. Безусловно, производители фиксируют минимальную цену, с их точки зрения, но это, если хотите, вопрос социальной ответственности, исполнение которого — признак цивилизованности в бизнесе и is a must (это необходимость — англ.) для получения завышенных дивидендов от работы на внешних рынках в условиях максимально комфортной конъюнктуры. И сослагательное наклонение тут не уместно.

Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на первое ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что должно привести к стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.

Результаты биржевых торгов первого ноября демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива (АИ-95 — 4,3%; АИ-92 — 2,2%; ДТ — 3,14%).

Что могло бы быть, если бы правительство всего этого не сделало?

Достойных альтернатив нет. Но стоит задуматься, что можно было сделать лучше. При подведении итогов работы отраслевики, например, поймут, что их лобби сработало не на «отлично», не сейчас, а достаточно давно. Вот тут сослагательное наклонение будет полезным. При этом в правительстве еще идет проработка дополнительных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов, которые могут быть введены в ходе завершения налогового маневра в отрасли. Продолжится мониторинг ситуации в топливной рознице, сохранится возможность оперативного введения механизмов для его стабилизации.

Главное во время заморозки цен во взаимодействии с крупнейшими производителями — установить правила игры на ближайшие три года. Эти правила должны учитывать алгоритм бездефицитного насыщения внутреннего рынка по ценам, адекватным сегодняшнему состоянию и потребностям российских потребителей при согласовании здорового баланса с внешними поставками.

Говоря о структуре ценообразования топлива (на которое в значительной степени влияет стоимость обслуживания кредитных портфелей компаний), нельзя не отметить, что при привлечении производителями внешнего фондирования снижение затрат на его обслуживание лежит в плоскости коммерческих отношений производителей с банками-кредиторами при поддержке профильных правительственных структур.

В этой плоскости — доступ к дешевым финансовым ресурсам — точка роста и развития добывающих компаний, а значит, правительству нужно будет избрать переговорную тактику с коммерческими структурами, так как успешность переговоров с ними может стать ключом к снижению себестоимости в части нагрузки по обслуживанию кредитных портфелей, и тогда можно будет добиться еще более выгодных условий финансирования текущей деятельности и реализуемых проектов компаний-производителей топлива.


Олег Чередниченкодоцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова

P.S.

Когда верстался номер, ряд центральных российских СМИ опубликовал информацию, что АЗС нефтекомпаний скрыто повышают цену на топливо для корпоративных клиентов, сокращая или отменяя им льготы по топливным картам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =