А начиналось все в «Аквариуме»

120 лет назад, 16 мая (4 мая по старому стилю) 1896 года в санкт-петербургском театре «Аквариум» взорам изумленной публики было представлено новое чудо – кино. С этого дня началась история отечественного кинопроката

Изначально «Аквариум» представлял собой фешенебельный ресторан, принадлежавший купцу Георгию Александрову. Для увеличения прибыли владелец устраивал здесь публичные выступления и концерты, а до 1983 года  в «Аквариуме» исполнялись оперы. Затем заведение превратилось в увеселительное, где в течение нескольких лет ставились французские, английские и немецкие оперетты.

 16 мая 1896 года на открытии летнего сезона в саду «Аквариум» состоялась премьера французской оперетты «Альфред-Паша в Париже». В антракте перед третьим актом на занавесе было укреплено белое полотно.  Газеты писали, что на сцену вышел французский импресарио Рауль Гюнсбур и, немного картавя, произнес: «Мадам и месье, а сейчас для вас новинка из Парижа…» Погас свет, на белом полотнище появились изображения.

Французская фирма «Синематограф Люмьера» показала свою программу «Движущиеся фотографии»: шагающих людей, поезд, подходящий к перрону станции Ля-Сиота. Как ни странно, первые картины были цветными – снимали их на черно-белую пленку, а потом вручную раскрашивали каждый кадр. Сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких фильмов-сцен, уже снискавших европейскую славу  первой программы братьев Люмьер: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Разрушение стены» и, конечно же, «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» и других.

«Восторг зрителей был громадный! – писал в те дни «Петербургский листок». – По требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда…»

 26 мая (14 мая) 1896 года в саду «Эрмитаж» прошел первый публичный киносеанс в Москве. Во время сеанса, организованного импресарио Яковом Щукиным, зрители смогли увидеть ту же «живую движущуюся фотографию Люмьера». После показов в Санкт-Петербурге и Москве синематограф начал победное шествие по Российской империи. В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съемки торжеств в честь коронации Николая II, снятая им хроника считается первым в мире фильмом-репортажем. Уже летом и осенью 1896 года зрелищем «живой фотографии» впервые смогли насладиться жители Киева, Харькова, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода.

 История отечественного игрового кино началась с фильма «Стенька Разин» (второе название фильма – «Понизовая вольница»). Снимал восьмиминутную «историческую былину» режиссер Владимир Ромашков, операторами были Александр Дранков и Николай Козловский. Картина, снятая по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень», открыла эру российского кино.

Кстати, в «Аквариуме» был устроен не только первый киносеанс в России, но и состоялся первый экспериментальный показ звукового кино – фрагмента оперы Антона Рубинштейна «Демон» в 1929 году. Все знаменитости того времени, посещая Петербург, считали за честь выступить или побывать в заведении купца Георгия Александрова. В театре выступали Шаляпин, Утесов, а в ресторане нередко бывали Чайковский, Блок, Горький, банкиры, политики, сановники и «сам» Григорий Распутин.

 Более того, на территории «Аквариума» уже более 70 лет существует киностудия «Ленфильм». Еще в 1912 году здесь был создан военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, который национализировали после Октябрьской революции. Все пленки, камеры, персонал перекочевали в Петроградский кинокомитет. А тот уже, сменив несколько названий («Госкино», «Совкино», «Ленинградкино»), стал «Ленфильмом». За всю историю здесь было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *