А я хочу по расчету

А я хочу по расчету - На идише "сват" - шадхн, "сваха" - шадхнтэ, "сватовство" - шидэх

На идише "сват" - шадхн, "сваха" - шадхнтэ, "сватовство" - шидэх

Встретились, понравились друг другу, решили пожениться.

После свадьбы оказалось, что молодожены не готовы к требованиям партнера, его чертам характера, привычкам. У евреев же все наоборот – еще задолго до первой встречи они тщательно выясняют, подходят ли люди друг другу, а потом уже идут дальше. «Кошерный» способ знакомства еврейских парней и девушек называется шидух

 

Что у нас по списку?

 

Шидух (сватовство) – это знакомство мужчины и женщины, желающих создать семью, через третье лицо. Иногда в качестве третьего лица выступает его величество случай. Однако традиционно не принято, чтобы еврейские парни и девушки знакомились на улице. Испокон веков по традиции вопросами сватовства и подбора самых подходящих друг другу пар занимался отдельный человек со стороны, чаще всего профессиональный сват – «шадханит», если это женщина, или шадхан*, если – мужчина. Он предоставляет им примерно девяносто процентов информации о потенциальном будущем партнере. Такая информация облегчает человеку задачу выбора его половины – абсолютно нормально «заказывать» не только внутренние качества будущего партнера, но и его рост-вес,  образование, уровень достатка, род занятий и даже место жительства. Cписок требований порой занимает не одну страницу, а сам процесс шидухов (встреч с разными кандидатами) может длиться до нескольких лет. Можно сказать, что романтика уступает место прагматичному расчету, но заключается он не в стремлении к материальным благам и желании найти богатого жениха или богатую невесту. Для евреев более значимую роль играет духовная сторона жизни, например, добропорядочность невесты и ее семьи, интеллектуальность и глубина познаний жениха в Торе.

 

Слушая голос сердца

 

Само свидание должно проходить в людном месте и не быть слишком долгим – можно выпить кофе или погулять, при этом каждый платит сам за себя. Даже если молодые люди не понравились друг другу, встреча должна продолжаться не менее сорока-пятидесяти минут. Естественно, законы скромности едины для всех. Никаких уединений, никаких физических контактов, никаких вольностей. Подарки, цветы и другие знаки внимания не допускаются, чтобы не «затуманивать» сознание и оставить место для чистого понимания, подходит ли тебе человек. На встречах молодые люди продолжают узнавать о характере друг друга, о привычках, манере поведения, мировоззрении, увлечениях, жизненных целях. Влечение сердца, влечение физическое не является второстепенным в шидухе и должно иметь место на первых встречах. Если у человека внутренних симпатий не возникло, да еще и появляется дурное предчувствие, страх, сомнения, самое правильное и безопасное – от сватовства отказаться.

По окончании встречи ни одна из сторон не сообщает о своих дальнейших планах и впечатлениях, не оставляет своих координат. Весь процесс строго регламентирован, и, если следующей встрече суждено состояться, то назначать ее будет шадхан, и никто иной.

 

Стерпится-слюбится?

 

Нет. Собираясь на шидух, молодые люди не полагаются на  авось – повстречаюсь, а там посмотрим. У них изначально есть цель – жениться или выйти замуж, а также четкие представления о будущей жене или муже. Принято также, что в то время, как встречаешься с одним человеком, нельзя параллельно встречаться с другим. Если уже после первой встречи парень и девушка понимают, что дальше им не по пути, то сообщают об этом не друг другу, а шадхану. Для тех, кто после первой встречи в раздумьях, организуется вторая и третья встреча. Надо сказать, что необходимое количество встреч точно не определено, принятие решения о женитьбе – осознанный процесс, который не терпит спешки. Но больше десяти раз встречаться не стоит, нет притяжения, одолевают сомнения – лучше не продолжать.

В ортодоксальных еврейских семьях обычно организуется пять-шесть встреч. Этого, как правило, достаточно, потому как если парень и девушка принадлежат к одному кругу, вопросов и сомнений возникает меньше. Большое же количество встреч может запутать, так как появляется ощущение привычки, притупляется свежий взгляд, а это мешает принимать правильные решения.

 

Картотека судеб

 

Профессия свата или свахи является у евреев такой же древней, как и занятие хлебопашеством, ремеслом или торговлей, остается она необычайно распространенной и прибыльной и в наши дни. Работа эта – не из легких, требует вложения ума, сил, времени, способностей, знания еврейского закона, этики. В голове у хорошего шадхана была целая картотека девушек и юношей, которые жили и в этом местечке, и в ближайших городках. Более того, он должен был знать обо всех достоинствах и недостатках женихов и невест, уметь во всех красках описать прекрасные качества невесты и жениха будущим родственникам – от этого зависел успех сватовства. И в то же время настоящий сват должен был опасаться ошибки, стараться, чтобы люди действительно нашли свою половину. Шадханы считаются «посланниками Вс-вышнего», и в их задачу входит не просто познакомить двух молодых людей, а понять и исполнить Его волю – сосватать юношу и девушку, или мужчину и женщину, которые с наибольшей долей вероятности являлись бы истинной парой.

 

Кошерные  расходы

 

Если написать слово «шадхан» на иврите, то можно увидеть, что это аббревиатура слов «шекер дойвер, кесеф нойтель», то есть – «говорит ложь, берет за это деньги». Это шуточная расшифровка значения этого слова, на самом деле важно, чтобы шадхан был богобоязненным, и деньги не были бы для него самоцелью. Иначе будет делаться все, чтобы довести пару до хупы даже в ущерб людям. С точки зрения еврейского закона за шидух нужно обязательно платить, а затраты на него – это деньги, потраченные самым кошерным образом.

Профессия шадхана всегда имела хороший спрос и неплохо оплачивалась во все времена. Стоимость услуг сватов оговаривается заранее. Предела здесь нет: все зависит от возможностей претендентов, но, в случае удачи, платят обе стороны. Минимальный порог оплаты для людей с невысоким доходом, составляет примерно одну тысячу долларов, а вот максимальноe вознаграждение может доходить до десятков тысяч. Как правило, молодожены вознаграждают старания виновника своего счастья  сразу же после хупы (обряда бракосочетания).

 

Сватовство «онлайн»

 

В своей традиционной форме шидухи cегодня сохранились только в  ультраортодоксальной части общества. Век цифровых технологий диктует свои правила, и сегодня существуют обширные виртуальные базы шидухов, а многие шадханы предлагают свои услуги виртуально.

Да и сам шидух у прогрессивных молодых людей проходит не так строго –  шадхан может просто дать контакт и краткое описание предполагаемого кандидата или кандидатки. А потом они идут в Facebook, смотрят фото, которые потенциальные жених или невеста там выложили, и узнают подробности уже из внешних источников. Они будут сами общаться, назначать свидания и встречаться, когда им заблагорассудится, полностью регулируя процесс, обращаясь к свату по мере необходимости.  Но при таком шидухе, в отличие от классического, от моральных травм и неприятных эмоций никто не застрахован.

По материалам сайтов www.moshiach.ru и beinisrael.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *