Адам и Ева

Адам и Ева

«Ветхий Завет — глазами современных художников» — такая уникальная тематическая коллекция хранится в фондах Музея современного искусства ЕАО

Собирать картины на библейскую тематику сотрудники музея начали еще в 1989 году, первыми в России. Сегодня здесь 170 картин художников разных национальностей, вероисповедания, из разных регионов страны. В рубрике «Картина мира» «БШ» рассказывает о полотнах из фондов музея современного искусства и их авторах. Сегодня это работа петербургского художника Олега Яхнина «Адам и Ева».kartina

Олег Яхнин родился в 1945 году в городе Лесозаводске Приморского края, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде, несколько лет проработал преподавателем живописи в художественном училище в Красноярске. Он — участник более 400 российских и международных выставок, среди которых более полусотни персональных. Член Союза художников России, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, Президент Международной академии графики. Автор проекта и учредитель Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге, директор программ по изобразительному искусству Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней», заведующий кафедрой графики в Санкт-Петербургском институте декоративно-прикладного искусства.

Издано более 50 книг с иллюстрациями Олега Яхнина, среди которых произведения Салтыкова-Щедрина и Гофмана, Чехова и Гете, Астрид Линдгрен и Корнея Чуковского. Кроме того, художник первым проиллюстрировал культовую книгу Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки».

Работы Олега Яхнина хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также в картинных галереях и частных коллекциях — российских и зарубежных: в США, Германии, Гонконге, Китае, Великобритании.

Серию работ на библейские темы Олег Яхнин Музею современного искусства ЕАО подарил. Во время рабочей поездки в Российский этнографический музей заместитель директора музея Елена Гладкая познакомилась с художником, и тот, узнав, что биробиджанцы собирают такую коллекцию и в фондах хранятся работы, переданные красноярским художником Олегом Фирером, решил не отставать от своего сибирского друга.

Об авторском стиле художника коллеги говорят так: «Олег Яхнин — признанный мастер графики, хотя известен он и своими живописными работами, выполненными с отточенным вкусом. На картинах этого художника реальность причудливо синтезируется с воображаемым миром. Пылкие сочетания красок и при этом безошибочная структура — вот особенность стиля Яхнина. Он умеет создавать в своих полотнах редкий эффект таинственности. Кроме того, в его творчестве очевидны классические корни, нечто близкое к античной эпохе, одной из самых совершенных в истории искусства».

Офорт Олега Яхнина «Адам и Ева» — иллюстрация к ветхозаветному рассказу о первых людях на Земле, сотворенных Богом и явившихся прародителями человеческого рода («И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал…»).

Как известно, в Эдемском саду было два особых дерева: Древо жизни и Древо познания. Господь разрешил Адаму вкушать плоды «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Древа познания запретил ему пробовать. Ева же, поддавшись искушению змея, посмела нарушить волю Господа и, вкусив плод Древа познания, дала попробовать его и Адаму. После этого они познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. Господь наказал Адама и Еву изгнанием из Рая, а люди с тех пор потеряли бессмертие. А чтобы больше они не смогли вкусить запретных плодов, у входа в сад был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Образы Адама и Евы всегда были очень популярны в живописи, наиболее известными изображениями являются фрески Микеланджело, расписавшего свод Сикстинской капеллы, и произведения средневекового немецкого художника Альбрехта Дюрера.

Олег Яхнин изображает Адама и Еву в момент грехопадения, когда заветный плод уже сорван с дерева, и даже птицы окружают влюбленных, словно желая увидеть, какое наказание вскоре те понесут. Никаких красок, только классическое сочетание черного и белого, напоминающее о борьбе добра и зла, графичность, прорисованность деталей — таким видит Олег Яхнин вечный сюжет из вечной книги.

О других экземплярах коллекции Музея современного искусства ЕАО читайте в следующих номерах «БШ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *