Акварель поэтических строк

Акварель поэтических строк

Иллюстрации Алексея Крюкова

Биробиджанец Алексей Крюков воплощает себя не только в живописи, но и в стихах. Он считает, что владение художественным словом помогает ему как художнику в творческих поисках

О художнике Алексее Крюкове в Биробиджане знают многие – он постоянный участник выставок, которые проходят в областном музее современного искусства, а два года назад, в марте 2017-го, организовал персональную выставку. Те, кто на ней побывал, отмечали, что его пейзажи и портреты будто пронизаны изнутри светом доброты и чистоты – и хочется войти в этот мир, раствориться в нем, очиститься душой от всего наносного, уйти от суеты сует.

О поэте Алексее Крюкове знают немногие. Хотя на той весенней выставке названия своих картин художник дополнил собственными четверостишиями, дабы передать в поэтических образах образы, отображенные на полотнах. Такой вот получился интересный дуэт художника и поэта.

Хотя художники с литературным даром – явление не такое уж редкое. У меня дома хранится книга рассказов и повестей известных русских мастеров кисти, и это очень даже неплохая проза. А вот художников– стихотворцев можно по пальцам одной руки пересчитать. Чаще бывало наоборот – поэты проявляли себя как хорошие художники. Достаточно вспомнить Михаила Лермонтова с его кавказскими пейзажами, Александра Пушкина, талантливо изобразившего самого себя и героев своих книг.

Стихи Алексея Крюкова – это продолжение его полотен, хотя они могут жить и своей собственной жизнью. Как и картины художника, его поэзия пронизана светом доброты, тепла и любви. Профессионалы могут найти в них технические шероховатости, нестыковки с рифмами, а где-то и с ритмикой, но это – стихи, которые хочется читать и перечитывать, восхищаясь неожиданными, неизбитыми сравнениями и поэтическими образами.

 

Бреет ветер ржавый лес,

Пирогом печеным поле,

С чаши неба первый снег

Пудрой сахарною брошен…

 

Или городской пейзаж:

 

На весенние одежды

Спрос сегодня невелик.

Снег висит, как полотенце,

Белой ночи карьерист.

Как в тумане пароходы,

Ходят серые дома.

Натыкаясь на пороги,

Что построила зима…

 

Городское и сельское в стихах Алексея Крюкова соединилось прочно.

Хотя родился он в городе Южно-Сахалинске, детство его прошло в обрамлении деревенских пейзажей.

– Мы жили на городской окраине, где жизнь текла по-деревенски – все друг друга знали, в каждом дворе держали скот и коровы паслись прямо за дворами. Куры, гуси бродили по улицам, и мы, дети, играя на лужайках, часто находили в траве оброненные куриные яйца. Недалеко был лес, куда мы бегали за грибами и ягодами. Можно сказать, это была деревенская идиллия, и первые мои стихи, как и сюжеты картин, родились именно в то время, – вспоминает мой собеседник.

В своей короткой до лаконичности биографии он написал:

«Мои детство и юность прошли в отрыве от «Большой земли». По стопам отца, водителя-механика, я не пошел, и, прозвав меня богомазом, он сам отвез меня во Владивосток – поступать в художественное училище. Поступил, но вскоре, прервав учебу, ушел в армию. Вернулся, доучился, получил диплом и распределение в художественную школу города Артема Приморского края. Стал ее директором. Несколько выпусков учеников. Многие поступили в училища, институты. Часто приезжали в гости. Казалось бы, живи да радуйся!»

Но жизнь внесла свои коррективы. Родные Алексея Крюкова в начале восьмидесятых переехали в Биробиджан, и когда он приехал их навестить, город буквально влюбил его в себя.

 

Из автобиографии:

«Мне понравились его зеленые улицы, покой, солнце и тишина. И в 1983 году я остался в Биробиджане навсегда. И сейчас могу сказать: я – абориген».

В те годы многие предприятия города почитали за честь иметь в штате своего художника. Алексей Крюков стал работать по специальности на «Дальсельмаше». Оформлял стенды , рисовал лозунги, а в свободное от оформительской работы время писал любимые сердцу пейзажи, натюрморты, портреты… И стихи.

 

Из автобиографии:

«Творчество было всегда – и в Приморье, и здесь. Были выставки, были «ледовые побоища» – это украшения ледовых новогодних городков. Но был и дизайн – оформление ресторанов и кафе, вывески и т.д.

Стихи?! Когда Бог пошлет. Успевай записывать, день то или ночь. Если не записал, поленился, потом не сможешь. О чем пишу? Это мой город, сезоны природы, отношение к людям, любовь».

 

– Стихи чаще всего приходят ко мне неожиданно, как вспышка, как озарение. Помню, ехал в автобусе, смотрел на пейзаж за окном – и вдруг щелкнуло в мозгах, строки буквально роились в голове. А под рукой – ни клочка бумаги, кроме пачки от сигарет. Вот эту пачку и пришлось использовать. Часто озарение приходит ночью, поэтому ручку и бумагу дома держу под рукой. Но вот так – просто сесть за стол и написать стихотворение – не получается. Душа противится.

 

 

Прозрачный вечер из стекла

В белилах снега утопает,

И зачарованная синь

В витражной живописи тает.

Деревьев сонный переплет

Ловушки звездам выставляет,

И оплеухой тишина

Аллеи парка оглушает.

 

Любимое время Алексея Крюкова – осень. И не только та разноцветная, яркая, какая бывает на Дальнем Востоке в конце сентября и начале октября, но и серая осень предзимья. Кстати, так уж совпало, что живет художник и поэт на Осенней улице.

 

Попроси у зимы чуть еще подождать,

Не белить серость осени поздней.

Без дождей и ветров пусть поля

постоят

И в плащах голубых горизонты.

Без листвы и без птиц небо хоть

и бедней,

Хоть и дни стали много короче,

 Но какой философский здесь служит

покой  

Бесконечности неба в высотах.

 

Свои, подчас неожиданные, образы он находит для всех времен года. Природа живет и в тех его стихах, которые в литературе называют любовной лирикой.

 

Ты не похожа так на всех,

На свете ты одна такая…

Идет февральский мелкий снег,

А я весну уже встречаю!

Как от горящего костра,

Прикосновение случайно…

Еще блестит слюдой зима,

А я весну уже встречаю!

А помнишь, мы с тобой в ручьи

Флот из бумаги выпускали…

Еще так много дней зимы,

А я тебя уже встречаю!..

 

Многие его стихи настолько музыкальны, что их хочется петь.

– А я их и пою под гитару, – говорит Алексей. – А некоторые стихи специально писал так, чтоб они ложились на музыку. Хотя слово специально тут не совсем уместно – просто вдохновение у меня в то время было поэтически музыкальным. И тогда родился «Вальс дождя».

 

Дождь за окном

Гастролирует в городе милом,

Дождь за окном

Обивает листву на асфальт,

Дождь за окном

Лужи рябью рисует уныло,

Дождь за окном –

Ах, как скучно сейчас во дворах.

 

И снова любимая осень, теперь уже положенная на музыку.

 

Как хорошо, что все-таки бывают

И дни с рассвета, и ночи до утра,

Как хорошо, не все дожди смывают –

И в акварели осень хороша!..

Как хорошо друзьями восхищаться

И в спорах шумных истину искать,

Как хорошо свое скупое счастье

В суетных этих днях не растерять…

 

Одним из лучших своих стихотворений Алексей Крюков считает «Вербное воскресенье», в котором он выразил всю гамму своих чувств. Думаю, оно стоит того, чтобы привести его полностью.

 

Вербное воскресенье

 

Расчешу я волосы деревьям

Ветром, загулявшим по полям,

По ковру пожухлых листьев прелых

Подойду к березам, их обняв.

Раздарю сережек миллионы

Песней золоченого кольца,

Растоплю я золото раздоров,

Где не алчность – только красота!

И хрустальной россыпью росинок

Я пройду, оставив свежий след.

И зацепит память колкой веткой,

Оставляя прошлого пробел.

Дождь, прохлада – все остановилось,

И лазурью горизонт примят.

Чистотою в рваных, серых дырах

Пробивает неба глубина…

День настал воистину верховный!

Разбросал он тучи по углам.

Чистотою купола дневного

Только на любовь благословлял.

 

Остается пожелать художнику и поэту Алексею Крюкову творческих успехов во всех ипостасях, чтобы как можно чаще находился повод для вдохновения, для новых полотен и стихов.


Подготовила Ирина Шолохова. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *