«Американцы» в городе

«Американцы» в городе

из архива

В этом году исполняется пятьдесят лет со дня открытия в Биробиджане регулярного автобусного движения 

Несмотря на то что Биробиджан — город небольшой, организация автобусного движения здесь одна из лучших на Дальнем Востоке. 

Автобусное сообщение в Биробиджане впервые появилось уже через десять лет после приезда сюда первых поселенцев. Занималась перевозкой людей в те годы пассажирская автотранспортная контора. Располагалась она там же, где и сегодня находится городское АТП. В распоряжении конторы был самый разный транспорт — от слабеньких трехтонных ЗИС-5 до мощных «студебеккеров». Именно грузовики стали первыми «автобусами» для людей, проживающих в отдаленных районах — на Сопке, втором Биробиджане, возле обозного завода и так далее. 

Что касается автобусных маршрутов, то их современный порядок определился в те же далекие годы. В предвоенное и даже послевоенное время на Сопке находилось большое количество воинских частей, в том числе крупная танковая дивизия. Много было деревянных двухэтажных домов для офицерского состава и солдатских казарм. Поэтому первый автобусный маршрут был открыт именно в эту стратегически важную часть города. Немало жителей Биробиджана работали тогда на обозном заводе, и второй маршрут пустили именно в эту сторону.

Третий маршрут направили на второй Биробиджан. 

— Для этого маршрута автоконтора выделила американский грузовой автомобиль «Форд», — вспоминает старожил нашего города, сам много лет проработавший водителем автотранспортной конторы Юрий Опенько.  — Он был с открытым кузовом, скамейками вдоль бортов и небольшой лестницей у заднего борта. Водителем его был Дмитрий Карташов, которого все сразу полюбили и называли дядя Митя. Позже он много лет работал в той же автоконторе механиком.

Начинался автобусный маршрут № 3, как и сейчас, на автовокзале. В те годы на этом месте продавали керосин — очень важную в доме вещь, поэтому «керосинщики»  были основной частью пассажиров «автобуса».

Маршрут же «тройки» был несколько иным, чем сегодня. С автовокзала она сразу сворачивала на улицу Октябрьскую и останавливалась. Первая остановка — «Дворец культуры». Затем «тройка» выезжала к старому деревянному мосту через Биру, который не был рассчитан на такую нагрузку, да и полноводная, глубокая в те годы Бира уже основательно подмыла его опоры. Поэтому всех пассажиров высаживали и они шли пешком до другого берега.

Следующие остановки были у автоконторы и на Заречье, улицы Школьной в ту пору не существовало. Дальше начинался второй Биробиджан, где была конечная остановка — «Клуб». Там «автобус» разворачивался и шел обратно. Сегодня о месте его стоянки напоминает лишь небольшая площадка, но здание старого клуба до сих пор стоит. В нем теперь находится магазин, так теперь называется и остановка.

Третий маршрут обслуживал один «автобус», который по утрам вез людей на работу. Опоздавшему на рейс проще было сразу отправляться пешком, чем дожидаться его вновь. 

Настоящие же автобусы в нашем городе стали появляться уже значительно позже. Это были машины известной нам марки павловского автобусного завода ПАЗ-651, правда, пока еще на базе автомобиля ГАЗ-51.

К сожалению, сегодня узнать более точно о появлении первых городских автобусов или побеседовать с теми, кто знал их водителей, невозможно. Архивных или музейных материалов в Биробиджанском АТП  нет. Если вы, уважаемые биробиджанцы, готовы поделиться воспоминаниями на эту тему, напишите или позвоните в редакцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *