Амурские маршруты Комарова

Амурские маршруты Комарова

Ровно 115 лет назад в 1896 году просвещенная публика России получила обширные сведения о мало кому известной горной стране, именуемой Малый Хинган

Ее открыл для научных кругов России и тогдашних политиков  27-летний ученый Владимир Комаров. Свою научную экспедицию на Средний Амур он изложил в нескольких докладах, сделанных в Российской Академии наук Санкт-Петербурга, а также опубликовал материалы путешествия в одном из очередных сборников Русского географического общества под названием «Условия дальнейшей колонизации Амура». Годом позже им же были опубликованы доклады «Ботанико-географические области бассейна Амура» и «Флора Маньчжурии».

Не скажешь, что Владимир Леонтьевич Комаров, блестящий русский ученый, путешественник, был первооткрывателем крупной горной системы на юге Дальнего Востока — хребта Малый Хинган, — занимающей значительную часть ЕАО. Еще несколько десятилетий до него малохинганскую флору и фауну изучали русские ученые Радде, Максимович, Шренк, Маак, Коржинский. Однако труды В.Л.Комарова были наиболее полными и глубокими.

Для читателей «Биробиджанской звезды» это уже забытое имя открыл нештатный корреспондент нашей газеты Леонид Востриков (к сожалению, ныне покойный). Думается, что сегодняшним читателям будет небезынтересно познакомиться с его заметками, подготовленными (30 лет назад) по просьбе газеты.

Кстати, труды В.Л.Комарова стали базовой основой для кандидатской диссертации и монографии «Флора Малого Хингана» для зав.лабораторией Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Тамары Рубцовой.

«Изучить участок проектируемой Амурской железной дороги на пространстве от Хабаровска до реки Зеи преимущественно в геологическом и ботаническом отношении, определить дальнейшие условия колонизации области земледелием и другими занятиями сельского хозяйства» — такую инструкцию в 1894 году получил выпускник Петербургского университета В.Л.Комаров, будущий академик, глава советской ботанической школы.

Он приехал на Дальний Восток морем, из Владивостока доехал до Хабаровска, а в конце мая 1895 года высадился с парохода у селения Радде, откуда решил начать изыскания. Экспедицию возглавлял геолог Э.Э. Анерт, и вполне понятно, что горы его интересовали больше, чем низменности. Отряд поднялся вверх по речке Дичун и вышел в «изумительно красивую» долину Сутары, где размещалось несколько золотых приисков.

Весь июнь обследовали юго-западную часть нынешней Амурской области, затем вернулись на Малый Хинган и по Сутаре вышли на реку Биру. Соорудили плот и пустились вниз по ее стремительным водам. По одному из проектов предполагалось, что железная дорога должна идти вдоль Биры, а неподалеку от устья, примерно в районе селения Головино, повернуть на Хабаровск. Сплавляться было трудно, река петляла, плот застревал на перекатах, людям приходилось лезть в холодную воду и сталкивать его с места. Совершили экскурсию на Мраморный утес, обследовали вершину Лондоко, нашли строительный камень и глины. В.Л.Комаров составлял геоботаническое описание местности.

С юго-западной стороны показались невысокие красивые горы, покрытые роскошным хвойно-широколиственным лесом. В этой местности неподалеку от нынешнего Биробиджана, на маршруте к горам Щуки-Поктой в конце августа 1895 года В.Л.Комаров собрал большую коллекцию растений и взял образцы почв. Берега Биры продолжали оставаться безлюдными, и это угнетало изыскателей. Природа без человека теряла смысл.

Лишь неподалеку от Амура, наконец, показалось селение Головино. По амурским понятиям оно относилось к старожильческим. Заложенное в 1858 году, ныне Головино насчитывало 100 дворов с 500 жителями, которые занимались земледелием, скотоводством и почтовым извозом. Под распашку было занято примерно 500 гектаров земли, стадо состояло из 350 голов крупного рогатого скота. Подняв целину, крестьяне сеяли на клиньях рожь или яровую пшеницу 7-10 лет подряд, пока почва не истощалась. В первые три года снимали урожай по 10-14 центнеров с гектара, а когда он резко падал, то поле забрасывали и принимались поднимать «новину». Даже такая архаичная система земледелия, по убеждению В.Л.Комарова, может обеспечить хлебом в долине Биры не одну тысячу крестьян-переселенцев. Если заменить ее хотя бы трехпольной системой, встать на путь интенсивного земледелия, то обследованная территория в будущем может стать важным аграрным районом Дальнего Востока.

Но чтобы вдохнуть жизнь в пустынные земли, нужна магистраль, действующая в любое время года, не зависящая от климата железная дорога. Изучение опыта хозяйствования крестьян селения Луговое показало, что земледелие и животноводство едва не целиком зависят от Амура. В 1872 году наводнение уничтожило всю распашку, смыло строения, унесло заготовленное сено. С инженерной точки зрения местность по левобережью Амура не благоприятствовала прокладке железной дороги.

В.Л.Комаров обследовал земли в районе второго проекта магистрали — от Хабаровска вдоль по рекам Тунгуске, Урми и Большому Ину. По его мнению, почвенно-климатические условия в будущей полосе отчуждения железной дороги позволят переселенцам заниматься огородничеством и отчасти животноводством. В отчете ботаник особо выделил лесные богатства района и с тревогой отметил, что уничтожение леса по берегам рек может вызвать нежелательные изменения в составе и численности рыб, в структуре и плодородии почв, в соотношении деревьев, трав и кустарников.

Петербург одобрил отчет и нашел его «исчерпывающим существо изысканий».


Подготовил Виктор ГОРЕЛОВ.

Фото с сайта www.myjulia.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *