Аркадий Райкин — навсегда

Аркадий Райкин — навсегда

из открытых источников

75 лет назад, в 1939 году, в труппу только что созданного Ленинградского театра миниатюр был принят 28-летний артист Аркадий Райкин

Его не надо было пробовать или испытывать в новом коллективе — в том же году он стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Обаятельный, талантливый и контактный артист быстро стал душой коллектива. В театре менялись поколения исполнителей, приходили новые люди, и лишь Аркадий Исаакович ни разу не изменил ему, отработав в Театре миниатюр полных 48 лет, вплоть до своей кончины в звании народного артиста СССР (1968 г.), лауреата Ленинской премии (1980 г.) и Героя Социалистического Труда (1981 г.). Однако самой высокой наградой артиста стали его бешеная популярность и всенародная любовь.

А ведь в семье будущего великого артиста Аркадию прочили любую другую профессию, но только не эстрадную сцену. Родился он в Риге в 1911 году в семье лесного бракера (специалист по оценке качества древесины — авт.) в Рижском порту. Вскоре семья переехала в Петроград. Первое, что сделал Аркаша, — стал посещать драмкружок, руководителем которого одно время был Юрий Юрский, отец знаменитого Сергея Юрского. Юный Аркадий Райкин бредил театром: почти каждый вечер он пропадал в Государственном Академическом театре драмы. Продавая втихую книжки и тетрадки, получал за это небольшие деньги и покупал билеты в театр, за что отец ему всыпал как следует. В театре его уже все знали и любили и часто пропускали на представления бесплатно. Как уже говорилось выше, родители будущего блестящего актера были категорически против актерской профессии сына. Конфликт был настолько серьезным, что Аркадию пришлось даже покинуть родительский дом. Заработав необходимый годовой рабочий стаж, юноша поступил в Ленинградский институт сценических искусств на режиссерско-актерский курс известного педагога Владимира Соловьева, знатока комедии, режиссера театра Мольера. С этого момента и началась его профессиональная артистическая деятельность.

В 1970 году вышло постановление ЦК КПСС о мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом. Партия вынуждена была признать, что страна пьет и пьет неумеренно. На борьбу с «зеленым змием» надо было поднимать общественность, в том числе деятелей литературы и искусства. Тема пьянства буквально заполонила печать, радио и телевидение, стала проходной темой на сценах театров. Не остался, естественно, в стороне от этой темы и Театр миниатюр Райкина, представив публике мини-спектакли, направленные на борьбу с самогоноварением. Сюжет действия таков: жители села приглашаются на встречу с лектором общества «Знание».

«Мне тут поручили провести беседу о вреде самогонки, — сообщил лектор. — Слово это состоит из двух корней — «само» — значит сами и «гон» — значит гоним. Я вот тут прихватил с собой бутыль, чтобы наглядно показать, как с нею, проклятой, бороться. Врачи, они ведь правильно говорят: «От нее, от проклятой, руки трясутся, память отшибает…» Я вот сейчас сам попробую и передам в зал». 

Пробует, налив себе полстакана, по его же словам, очищенной на меду, быстро пьянеет, как все алкоголики, едва шевелит языком, на короткое время засыпает за трибуной и, вскинувшись, вопрошает: «Куда вы все подевались? А-а, пересели, черти…» Закончилась беседа о ней, родимой, тем, что лектор пригласил публику к Белову (у которого брал, наверное, самогон), чтобы там поговорить.

Конечно, те, кто видел этот спектакль, до слез хохотали над лектором-пьянчужкой, а вот в партийных кругах он вызвал недовольство — артист, мол, опорочил созданное и воспитанное партией общество «Знание» — ведь все лекторы в нем — поголовно коммунисты. Антиалкогольный поход продолжался, и Райкин выдал еще несколько шедевров на эту тему. Одна из его миниатюр рассказывала о запойном чиновнике среднего звена. Жалуясь на свою судьбу, он поведал зрителям: «Стал пить, и кто-то тут же «настучал». Мол, товарищ крепко зашибает. Пить стал реже — зато больше. Опять настучали: товарищ крепко зашибает. Пить стал меньше, но чаще».

В общем, кончилось тем, что, по его словам, он лишился должности, которая давала ему право ездить в мягком вагоне, секретаршу-блондинку забрали, а жена-брюнетка сама ушла.

«Сейчас вот еду в купе на одного. Вся белая. Умывальник есть. Зеркало. Стучат… Чего стучите? А… а… Туалет. Доездился, достукался».

В репертуаре мастера эстрады было много не просто смешных, а смешных до колик в животах мини-спектаклей. Чего стоит, например, рассказ угрюмого гражданина о посещении им зоопарка. На вопрос:  зачем вы ругаете и дразните зверей, — посетитель отвечал: «Так они же первые начали. Верблюд мене на шляпу плюнул, попугай дураком обозвал. А что я им исделал? Ну, ударил медведя граблями по зубам. Так он же хищник, тонкого обхождения не понимает. — Зачем, говорят, ты ослу в морду палкой тыкал? — А ты, говорит, видел? — Видел. — Он что, твой родственник?»

Роль верблюда гражданин охарактеризовал так: у него три желудка — три. Так он еще в горб про запас складывает, скотина. Брюхо слона назвал дирижаблем, сделав при этом вывод — вот куда народное добро идет.

Многие цитаты Аркадия Исааковича тут же расходились в народе, как горячие пирожки. И далеко не все они были просто смешны и безобидны, а часто шли вразрез с идеологическими установками партии. Не случайно  звание народного артиста ему было присвоено почти через тридцать лет блестящей сценической карьеры и всенародного признания. Есть свидетельства, что советскому сатирику номер один благоволил сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Вероятно, не без участия генсека Райкин получил Ленинскую премию и Героя Социалистического Труда.

Кстати, во время войны, когда артист выступал со своей программой на фронтах, на Малой земле он познакомился с Брежневым. И когда Райкин обратился к нему с просьбой перевести Ленинградский государственный театр миниатюр в Москву, Брежнев не отказал в просьбе и пообещал помочь. И вот в 1981 году театру было разрешено переехать в столицу, где для него было выделено помещение — кинотеатр «Таджикистан». Так в столице образовался Государственный театр миниатюр, которому позже было присвоено имя великого артиста — он стал Театром имени Райкина.

Искусство Аркадия Райкина будет с нами всегда и вот почему. Он никогда не опускался до пошлости, цинизма, глупых острот, до желания потрафить низкопробным вкусам. Вероятно, нельзя не согласиться с писателем и другом актера А.Бейлиным, который так охарактеризовал творчество великого мастера эстрады. «После спектаклей вы расстаетесь с актером, испытывая добрую веру в людей, хотя узнали сегодня много такого, что, увы, не могло у вас вызвать чувство радости. Вы уходите со спектакля с ощущением света нашего времени, потому что именно этим светом озарено все его творчество».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *