Автобусы «на воздусях»

Автобусы «на воздусях»

Анатолия Клименкова

Транспортники и пассажироперевозчики сейчас ездят по дорогам в «подвешенном состоянии» — основные нормативные акты, касающиеся перевозок пассажиров и грузов, отменены Министерством транспорта как устаревшие, а на смену им ничего нового пока не принято

Это создает препоны работе муниципальных образований — им стало труднее контролировать перевозчиков и создавать нормальные условия для движения транспорта на дорогах. 

О транспортных трудностях и дорожных переменах рассказал начальник территориального отдела по ЕАО Государственного автодорожного надзора Георгий Леонов. 

 — Георгий Сафронович, из-за чего возникла такая ситуация «правового вакуума» в сфере автоперевозок?

 — Связано это с отменой Министерством транспорта некоторых нормативных актов, уже утративших актуальность и не соответствующих нынешним реалиям. Например, признан утратившим силу приказ №200 Минтранса России «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», изданный аж в 1981-м году, а также приказ № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» 1997 года, приказ № 27 1993-го года «Об организации пассажирских и грузовых перевозок предприятиями независимо от формы собственности»…  Конечно, за это время много чего изменилось в России в сфере пассажироперевозок, и совершенствование транспортного законодательства необходимо – нормативные акты меняются, улучшаются…

Однако, на взгляд многих надзорных органов, все это происходит недостаточно оперативно. Старое успешно отменили, а нового ему на смену еще нет – только разрабатывается. Получается забавный факт – тем же пассажироперевозчикам теперь можно совершенно на законных условиях не выполнять некоторые требования к перевозкам – они же отменены! И им труднее будет предъявить претензии.

 — А конкретнее?

 — Например, старыми нормативными актами в числе прочего прописывалось обязательное составление паспортов маршрута, будь то городской или междугородный. Пассажироперевозчики обязаны были его делать и предъявлять по первому требованию сотрудникам автонадзора. Раньше он даже висел в салонах многих городских автобусов  — подробная схема с рисунком маршрута, графиком движения и остановок, указанием опасных участков пути, стоимостью проезда.

Сейчас такая необходимость в связи с отменой старых нормативных актов вроде исчезла, стала необязательной – новых указаний на этот счет так ведь и не поступило пока. 

И таких примеров можно привести очень много – вроде бы мелких, незначительных для перевозчиков, но имеющих большое значение для безопасности пассажиров. 

 — А как отмена старых нормативных актов влияет на проведение того же конкурса на право маршрутных пассажирских перевозок?

 — Влияет негативно. До сих пор конкурс провести не получается с весны этого года! А все почему? Потому что нет соответствующих нормативных документов на федеральном уровне, они еще не проработаны. Муниципальные власти пытаются на местном уровне издать какие-то свои внутренние нормативные акты, касающиеся организации пассажироперевозок, но не всегда они соответствуют федеральным законам. Например, у нас раньше было одно из условий проведения конкурса на право осуществления пассажироперевозок – степень новизны автобуса. Если новый, ухоженный автобус – по условиям конкурса его владельцу начисляются дополнительные баллы, ему было проще получить выгодный городской маршрут. Но сейчас вмешались контролирующие органы, усмотрев в этом нарушение антимонопольного законодательства: все участники конкурса должны быть на равных условиях. Поэтому возникли трудности с проведением «автобусного» конкурса, добавляют хлопот и обращения перевозчиков в суд с жалобами на то, что конкурсы проходили с нарушениями. А все потому, что не проработано единое федеральное законодательство на этот счет, которое сняло бы все разногласия и нестыковки.

 — Когда следует ожидать появления таких нормативных документов федерального уровня?

 — Как пояснил в конце октября заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул,  взамен устаревшим документам в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» разрабатываются новые Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В этом документе планируется объединить все лучшее, что было в отмененных приказах, а также дополнить его современными пунктами, которые имеют значение для безопасности различного рода перевозок и движения транспорта. В Минтрансе России на данный момент находится в разработке около 40 законопроектов и проектов постановлений Правительства РФ и около 30 проектов нормативных актов Минтранса, большинство из которых планируется реализовать уже в этом году. Предполагается, что новые нормативные акты вступят в силу уже в декабре, то есть новый год транспортники встретят с новыми правилами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *