Азбука святого откровения

Азбука святого откровения

Еврейская традиция всегда придавала большое значение процессу изучения Торы, которая воспринимается как подарок Вс-вышнего. Эта заповедь обязательна для каждого еврея, вне зависимости от его положения в обществе.

«В пять лет он должен изучать Тору, в десять – Мишну, в пятнадцать – Талмуд», – говорится в Мишне. На сегодняшний день существуют огромные библиотеки еврейских книг, содержащих письменные и устные традиции народа Израиля. Но есть книги, являющиеся «обязательным минимумом» еврейского обучения.

 

Танах

Прежде всего, следует различать значения слова «Тора». В самом широком смысле под ней подразумевают все законы, обычаи и понятия, составляющие содержание иудаизма. В наиболее узком значении – это Хумаш или Пятикнижие Моисея, в другом – все книги Священного Писания или Ветхий Завет Библии, называемый Танах. К нему относят письменную часть учения еврейского народа. На многих языках его называют просто Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Когда евреев называют «Народом Книги», имеется в виду именно Танах, состоящий из двадцати четырех книг Святого Писания. Его последователи иудаизма в свою очередь делят на три части – Пятикнижие, Невиим – восемь книг пророков и Ктувим –  одиннадцать книг Ветхого Завета, которые также называют «писаниями святых». Следует отметить, что всего у евреев было сорок восемь пророков и семь пророчиц.

 

Тора  

Чаще всего под «Торой» понимают Пятикнижие, то есть собрание первых пяти книг Библии – «Бытие», «Исход», «Левит», «Книга Чисел» и «Второзаконие». Что нам известно об истории Торы? Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) народ Израиля услышал десять базовых принципов Торы, которые затем были высечены Вс-вышним на каменных скрижалях. Их Моисей получил на горе Синай.

Написано Пятикнижие на древнееврейском языке, который немного отличается от современного иврита. Разделено на недельные главы – каждую неделю евреи изучают следующую главу. Во всем Пятикнижии 54 главы, 5845 стихов, 79976 слов и 304805 букв.

Конечно, Пятикнижие сегодня издается типографским способом для личного пользования. Однако для общественного – оно многократно переписывается для всех синагог, точно так же как во времена Моисея – вручную, тушью, на пергаментном свитке. Делают это специально обученные писцы (сойферы) – изготовление достаточно трудоемко, требует особого таланта и навыков и стоит немалых денег. Если в переписанном тексте окажется хоть одна лишняя буква или хоть одной не будет хватать, свиток станет непригодным для чтения – любая ошибка в открытом тексте неизбежно исказит и скрытые истины, глубинный смысл божественного откровения. В каждой приличной синагоге присутствует обычно как минимум два-три свитка, а в больших и богатых – существенно больше. Приобретение синагогой нового свитка Торы отмечается еврейской общиной  как большой праздник.

 

Устная Тора

Кроме Письменной Торы на Синае Вс-вышний передал Моисею еще и Устную Тору – детальное пояснение к Письменной Торе. Ее Моисей должен был выучить наизусть, потом от него ее выучили Аарон с сыновьями, от них все коэны (священники в Храме) и главы колен. Ну и далее от учителей к ученикам ее стали передавать также устно из поколения в поколение – было запрещено записывать другие книги по Торе, кроме Танаха.

Устная Тора – это не только устные предания и еврейские обычаи, но и книги еврейских мудрецов, которые комментировали Тору, выводили на ее основе Галаху – законы жизни евреев. Один из ее разделов – Талмуд. Другой раздел составляют обсуждения мудрецами мировоззренческих, этических и других аспектов, как Письменной (Тора, Танах), так и Устной Торы. Этот раздел состоит из сборников записей этих обсуждений и называется Мидраши. По приблизительной оценке, насчитывается свыше 50 Мидрашей.

В отличие от Письменной Торы Устная Тора не была раз и навсегда закрепленным текстом. Жизнь меняется, меняются ее условия, и Устная Тора обязана пополняться разъяснениями Письменной Торы в этих меняющихся обстоятельствах.

 

Талмуд                                                                   

После разрушения Второго Храма было решено собрать все слова Торы в одном месте и доверить их бумаге. Во главе этого грандиозного предприятия встал раби Йеуда а-Наси (иногда его еще называют просто Раби или Рабейну а-Кадош, наш святой Рабейну). Мудрецы Израиля той эпохи носят общее название «таннаим», «мудрецы Мишны», а их собрание Законов Торы получило название Мишны. Мишна – это запись «основного ядра» Устной Торы, особенно – ее законодательной части.

Мишна делится на шесть разделов, каждый из которых посвящен определенной теме и в свою очередь тоже разделен на книги. Каждая такая книга называется «Масехет», а по-русски – «Трактат», и посвящена особой теме. Например, трактат «Шаббат» посвящен шаббату, «Будничное» – проблемам кошерности мяса животного, не являющегося жертвой. То, что не вошло в Мишну называется Тосефта – «дополнение».

Мудрецы народа Израиля, жившие после эпохи таннаим, назывались амораим. Они  стремились вникнуть в мнения спорящих в Мишне, выяснить, кто прав, и установить закон по одному из мнений. Впоследствии споры и обсуждения были записаны и названы Гмара. Мишна и Гмара вместе называются Талмуд, представляющий собой нагромождение искусственно соединенных дискуссий иудейского духовенства о культе, богословских рассуждений о догматике, поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, элементарных сведений по медицине, математике, притч и пословиц, сказок, легенд, мифов и т.д. Записан он в двух вариантах – на земле Израиля – Иерусалимский Талмуд, а в Вавилоне – Вавилонский Талмуд. Последний длиннее и подробнее, поэтому он более принят в народе Израиля.

 

Шульхан Арух                                                                   

Заповеди сформулированы в Письменной Торе очень кратко, и, чтобы понять, как их исполнять в каждой конкретной ситуации, необходимо хорошо знать Устную Тору. Однако такими знаниями обладают не все. Поэтому известный еврейский мудрец Йосеф Каро написал свод законов, которым мог бы воспользоваться каждый, кто хочет найти ответы на вопросы, связанные с выполнением заповедей. Его книга называется Шульхан Арух, что переводится как «Накрытый стол». Сокращенный вариант Шульхан Аруха – Кицур Шульхан Арух – издан в переводе на русский язык.

По материалам сайта toldot.ru и evrey.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *