БЕНЗИН В ОКТЯБРЕ

БЕНЗИН В ОКТЯБРЕ

Фото: www.lada.kz static.mk.ru

Топливный рынок РФ не протянул в состоянии стабильности и полгода

Такое мнение высказало ИА Интерфакс. Средние цены на бензин в России за период с 9 по 15 октября росли после семи недель стабильности. А с начала года цены на бензин к 15 октября выросли на 9,1%. Таковы данные Росстата

 

Более всего цены на бензин выросли в Иркутске, Кызыле (Тува) и Магадане.

Признаки очередной угрозы взлета цен на «горючку» нахлынули с осенним листопадом. И, кажется, новый вид «сезонности» зарождается на рынке топлива России.

Если раньше его участники строили бизнес, ориентируясь на весенне-осенние ремонты заводов, то 2018 год может создать новую традицию — весной и осенью ждать от властей экстренных мер, укрощающих цены. Потому что другие способы регулирования рынка плохо работают.

Весенний ценовой топливный кризис запомнился обсуждением проблемы непосредственно в эфире «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, незапланированным снижением акцизов, а также «заморозкой» цен на заправках. Чего ждать от осеннего варианта весеннего кризиса — в обзоре «Интерфакса» рассуждают отраслевые эксперты.

В конце мая правительству из-за стремительного роста цен на топливо пришлось экстренно принять меры для стабилизации ситуации. В частности, с первого июня было решено снизить акцизы вместо их планируемого роста. В ответ крупные нефтяные компании обещали сдерживать цены в рознице, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. А еще правительство получило право в кризисных ситуациях вводить в России заградительную пошлину на нефтепродукты.

«Это не только стимул, это, скорее, угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется», — сказал в июне Владимир Путин в ходе прямого эфира.

В результате все лето биржевые цены на нефтепродукты пребывали в более-менее спокойном положении. Но наступила осень, и они снова вошли в рост. Стоимость различных марок бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже настойчиво поднимается уже третий месяц подряд, подбираясь к майским рекордам. Объемы биржевых продаж, наоборот, снижаются.

При этом розничные цены в среднем по России стабильны благодаря стойкости вертикально-интегрированных компаний, которые в убыток себе зафиксировали на одном уровне цифры. Но частные АЗС держаться уже не в силах.

Независимые заправки не участвовали в договоренностях по сдерживанию цен в рознице, но вынуждены были сначала играть по тем же правилам, чтобы не потерять клиентов. Однако рост биржевых цен в сентябре-октябре добавил убыточности частным АЗС. Чтобы хоть как-то компенсировать выпадающие доходы, независимые заправки постепенно стали повышать цены. Первые звоночки прозвучали традиционно на востоке страны.

По данным ЦДУ ТЭК, точечно бензин дорожает на заправках Приморского и Хабаровского краев, Тывы, Якутии и Магадана, а также Калининграда. В Иркутской области некоторые частные АЗС, резко поднявшие цены на бензин, вынудили правительство региона обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации. А в Чувашии ФАС по жалобам жителей возбудила дело из-за роста цен на заправках уже крупной компании — «Татнефти».

«Понятно, что правительство не отпустит розничные цены, поэтому первостепенной задачей становится увеличение объемов биржевых продаж. И эта мера указывалась как обязательная к исполнению в майском протоколе Козака. Но объемы на бирже наоборот снижаются, сейчас они даже ниже июньских и июльских. Нефтяники говорят об экспортной альтернативе, но на сегодняшний день она уже не такая выгодная, а по дизелю внутренний рынок даже премиальный. Где продукт? Видимо, нефтяникам выгодно держать высокие биржевые цены. Это прямое влияние монополистов на стоимость топлива на бирже, и все попытки регуляторов сломить ситуацию сталкиваются с сопротивлением», — считает президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (СПТР) Илья Мороз тоже считает, что нынешней осенью ситуация более сложная, чем в мае. «Затянувшийся ценовой дисбаланс привел к тому, что розничный сегмент окончательно утратил запас прочности. Речь идет не только о независимых АЗС, хотя в этом секторе ситуация наиболее критичная — в десятке регионов частные предприятия уже начали работу по сокращенному графику либо вообще приостановили деятельность».

«Пока что правительство по-прежнему намеревается поднять акцизы с января 2019 года. Это вызовет нездоровый ажиотажный спрос уже в ноябре текущего года, что также разгонит цены», — полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

С этими мнениями не согласна аналитик VYGON Consulting Анна Львова. «Баланс на рынке сейчас поддерживается в ручном режиме, но с 2019 года будет введен демпфирующий механизм. Он практически скомпенсирует заводам выпадающие доходы от продаж на внутреннем рынке и будет способствовать поддержанию комфортного для заправок уровня оптовых цен. Также благодаря нововведению на розничных ценах не отразится планируемое в январе 2019 года повышение акцизов и НДС», — считает она.

Счетная палата в заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 годы высказывала мнение, что увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с первого января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

И министр энергетики Александр Новак, и министр финансов Антон Силуанов, и даже председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспешили успокоить, что не ждут скачков цен на бензин в связи с повышением акцизов.

Тем не менее Госдума запросила у правительства информацию о последствиях возможного отказа от повышения акцизов на бензин. В поручении депутатов тоже есть отсылка к страхам повторения весенних проблем: «Повышение акцизов может привести к повторению «майского бензинового кризиса», который помимо роста потребительских цен вызвал явное социальное напряжение», — говорится в поручении.

Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова

(публикуется в сокращении)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *