Бензин жжёт, или Откуда возникла топливная аномалия

Бензин жжёт, или Откуда возникла топливная аномалия

Майское повышение цен на бензин зародило среди россиян еще одну «точку кипения». Автомобилисты нервничают, бизнесмены подсчитывают расходы, обыватели ждут очередного сопутствующего повышения цен «на все»

Можно ли залить «пожар» бензином?

По данным Росстата, автомобильный бензин различных марок подорожал на 4 – 6 процентов, дизельное топливо – на 5,2 процента. В годовом выражении цены на бензин увеличились на 11,3 процента, тогда как аналогичный показатель по инфляции составил 2,4 процента, то есть почти в пять раз ниже.

Kaк зaявил пpeзидeнт Bлaдимиp Путин нa последней «Пpямoй линии», удopoжaниe гopючeгo почти на 12% всего зa двa мecяцa — peзультaт «нeтoчнoгo» peгулиpoвaния cфepы энepгeтики в правительстве РФ. По его мнению, нефтяники воспользовались неувepeннoй фиcкaльнoй пoлитикoй, что привело к увeличению экcпopта cыpья и пoвышению цeн нa бeнзин внутpи cтpaны.

B нaчaлe aпpeля многие нeзaвиcимыe тpeйдepы нeфтeпpoдуктoв нaпpaвили пpaвитeльcтву Poccии пиcьмo, в кoтopoм пoжaлoвaлиcь нa нeкoнтpoлиpуeмый pocт цeн нa бeнзин и дизтoпливo нa oптoвoм pынкe. Хотя многие эксперты усматривают в этом некий элемент шантажа, который все же придется учитывать: независимые АЗС жалуются, что если государство будет сдерживать цены, то они уйдут с рынка. Заправки покупают топливо у крупных компаний и хотят, чтобы регулировали оптовые, а не розничные цены. При этом заявляют, что еще рубля на три бензин должен объективно подорожать и что правительство должно взять на себя за это ответственность.

Первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева, в свою очередь, объяснила рост цен на бензин ситуацией на мировом рынке. В первую очередь речь идет о повышении акцизов и международных цен на топливо. «Раньше, когда цены на нефть падали, то и цены на бензин росли меньше, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен. Пока рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию», — пояснила она ситуацию. Но сейчас положение совсем другое — цены на нефть только растут…

Тем не менее, как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, комментируя прогнозы независимых АЗС, «апокалиптичных цен» на бензин не будет. И хотя в Независимом топливном союзе была оглашена очень пугающая цифра в возможные 100 рублей за литр 95-го бензина, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что власти не допустят такую стоимость бензина.

Вице-премьер недавно сообщил, что власти приняли решение снизить акцизы на дизельное топливо на 2000 рублей на тонну от действующих, а на бензин — на 3000 рублей. Снижение должно произойти не позднее 1 июля 2018 года. По его словам, правительство приняло такое решение, исходя из того, что с 2010 года акцизы на моторное топливо увеличились в 2,5 раза.

Отдельную позицию по отношению к нынешним ценам на бензин заняла федеральная антимонопольная служба России. По мнению ее главы Игоря Артемьева, рынок нужно, что называется, «залить» бензином и снизить акцизы хотя бы до конца 2018 года. Нефтяные компании должны максимально увеличить производство бензина и дизтоплива для покрытия его дефицита на внутреннем рынке, считает глава ФАС. Еще одной мерой решения сложившейся ситуации он назвал снижение акцизов.

«Меры — рыночные, максимальное наполнение своего рынка. Как его можно наполнить? Максимальным увеличением производства, загрузкой мощностей, невыведением в крупный ремонт заводов — сейчас не время для этого. Еще уменьшением экспорта – это как крайняя мера, но она тоже должна наполнить наш рынок» — такое мнение высказал Артемьев.

То есть, прежде всего, нужно сформировать как можно больше предложения на рынке. Грубо говоря, нужно залить биржу бензином, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита.

… и сделаем чуть повыше

Второй мерой противодействия повышению цен на бензин Игорь Артемьев называет снижение акцизов на моторное топливо. Ведь признаком того, что эластичность спроса и предложения не работает, является то, что розничные цены сравнялись с оптовыми, а это очень опасно. Это означает падение спроса, и платежеспособность не обеспечивает потребности экономики.

«Поэтому в данном случае, конечно, правительство очень много получало от нефтяных компаний, но наступило время, когда оно получает еще больше от внешней конъюнктуры, теперь немножко нужно отдать компаниям, то есть снизить акцизы», — подчеркнул Артемьев.

По его словам, такое парадоксальное ценообразование, которое злит людей, возникает только при высоких параметрах на внешних рынках — цене на нефть по 60-80 долларов за баррель. Но решение об ограничении экспорта должно приниматься нефтяными компаниями добровольно, иначе в дело может вступить ФАС. Ограничение экспорта — это добровольная мера, и сами компании в мерах социальной ответственности должны поддерживать определенный уровень экспорта, значащий, что они учитывают интересы и наших, российских потребителей.

«А если цена на нефть будет 200 долларов за баррель – значит, весь бензин нужно вывезти из страны и оставить сухие бензоколонки? Это кто-то позволит сделать?» — подчеркнул Артемьев.

Впрочем, сейчас антимонопольщики планируют возбудить дела против пяти крупнейших российских компаний. Ведомство провело анализ и пришло к выводу, что с учетом серьезного снижения мировых цен на нефть и будущего сокращения экспортной пошлины нынешние цены на бензин, мазут, авиакеросин и другие нефтепродукты в России чрезмерно завышены.

Цена растёт — пишите письма

ФАС имеет все основания предполагать, что ситуация с ценами на нефтепродукты внутри России имеет все признаки картельного сговора или злоупотребления доминирующим положением на рынке. На решение вопросов, связанных с ценовой политикой, ФАС планирует дать компаниям не более десяти дней. Если в этот срок цены не будут приведены в соответствие с требованиями ФАС, тогда будут возбуждены очередные дела.

По словам Артемьева, методы, используемые ФАС, достаточно корректны. У службы уже достаточно оснований для возбуждения антимонопольных дел, однако пока дело ограничивается только предупреждениями.

В связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы губернатор ЕАО Александр Левинталь направил письмо руководителю управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области. Глава региона запросил оценку обоснованности роста цен на топливо на автомобильных заправках области.

Между тем каждое повышение цен на автомобильное топливо порождает волнения и агрессию среди простого населения. А этот топливный скачок стал и вовсе пугающим – за какие-то три недели мая топливо в среднем взлетело на полтора рубля! Особенно нервничают сельхозпроизводители, для которых повышение цен на дизельное топливо в самое начало полевого сезона, что называется, совсем «не в жилу» — литр ДТ сейчас стоит 45,0-46,0 рублей в зависимости от «фирменности» заправки.

Как отмечают автомобилисты, в областном центре и в районах автономии лучше всего себя ведут, вопреки центральным заявлениям, независимые автозаправщики, держа цены ниже фирменных. Так, в Биробиджане у частных трейдеров литр 95-го бензина стоит 39,5 рубля против средних «фирменных» 43,0 рублей. Литр 92-го – 38,0 рубля против 41,0—42,0 рубля. Литр «дизеля» — 45,0 рубля против 45,25–46 рублей на корпоративных заправках…

Население уже привыкло считать, что сейчас в связи с нынешним ростом цен на бензин неизбежно подорожают и многие продукты питания, которые привозят в магазины на этом же бензине, а за ними вполне может «подтянуться» в стоимости и многое другое. Возможно, ненамного, но тем не менее. И вряд ли эти цены снизятся вслед за возможным падением стоимости бензина на внутреннем рынке, как требуют антимонопольщики и предсказывают в правительстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *