Береги речь свою!

Береги речь свою!

Источник фото ujew.com.ua

Идолопоклонство, убийство и измена супружеской верности – что может быть страшнее этих грехов в иудаизме? Лашон-ара! 

Что это?

Дословно выражение лашон-ара переводится как «злой язык» или злословие. Оно означает любые высказывания, которые являются правдой, но унижают  честь и достоинство другого человека. Таким же термином называется высказывание о человеке, которое может привести его к материальному убытку. Есть два типа «лашон-ара» – «гнай» (негативная информация) и информация, которая не является негативной, но наносит ущерб. Наиболее распространенная форма защиты от упрека в этом грехе звучит так: «Но ведь я сказал истинную правду!» Необходимо знать, что именно правда превращает сказанное в злословие, то есть в лашон-ара. Лживое же высказывание является ни чем иным, а клеветой – не меньшим, а даже большим грехом. Тора запрещает сплетничать, дурно отзываться о человеке и обижать человека словом.

 

Тысячи грехов за слово!

Произнося лашон-ара, человек нарушает 31 заповедь Торы, из которых семнадцать – запреты, а четырнадцать – постановления. Степень нарушения может меняться в зависимости от обстоятельств, но каждый раз, когда человек произносит лашон-ара, он нарушает сразу ряд заповедей. Каждое слово лашон-ара – отдельный грех, помноженный на число нарушенных при этом заповедей. Если человек произносит всего лишь десять слов лашон-ара в день – в течение года их накапливается много тысяч. С другой стороны, если человек осторожен, то каждый раз, удерживаясь от произнесения злословия, он выполняет заповедь. Поэтому воздержание от лашон-ара всегда благотворно влияет на состояние души человека и, соответственно, на его здоровье и продолжительность жизни.

 

Нельзя и точка!

Как говорится в книге по еврейской этике, «трех человек убивает лашон-ара: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят». Плохие слова оказывают отрицательное влияние на душу говорящего, считается, что у него нет места в будущем мире, пока он не совершит тшуву (не раскается искренне). Злословие лишает чистоты и святости рот произносящего его. Страшно, когда убивают человека физически, но это происходит один раз, а  слово убивает все время, поэтому может испортить всю оставшуюся жизнь того, о ком говорят. Нарушает закон и тот, кто слушает. И даже те плохие слова, которые человек произносит, когда его никто не слышит, являются лашон-ара – важно помнить, что Вс-вышний все слышит.

Злословить нельзя против умных и глупых, живых и мертвых, далеких и близких – запрещено злословить против всего и вся. Ни одна ситуация не может оправдать злословия. Не имеет оно и меры – одинаково плохо зло пошутить над человеком (пусть он даже этого не слышит и никогда об этом не узнает) и нагрубить человеку в лицо. Более того, человека, пытающегося при вас говорить лашон-ара, следует остановить, успокоить, а если не удается – уйти. Порой необходимо даже упрекнуть злословящего, причем сделать это нужно так, чтобы упрек ваш сам не стал лашон-ара. Молчать, кстати, тоже нельзя, так как молчание – знак согласия, а значит – это тоже лашон-ара. Не меняет положения и прибавление к злословию о ком-то унижающей информации о себе – все равно мы говорим лашон-ара.

 

«Хозяева  злого языка»

Нарушителями лашон-ара называют людей, для которых произнесение лашон-ара – привычное действие. Даже тот, кто злословит случайно, по недомыслию, виновен в серьезном грехе. Но тот, кто постоянно сплетничает и говорит о недостатках других, гораздо более грешен, поскольку он постоянно пренебрегает одной из заповедей Вс-вышнего. Самые «злостные» нарушители – это те, кто из раза в раз унижают окружающих, позволяя себе пренебрежительное отношение к людям. Подобных людей называют «баалей лашон-ара», что дословно означает «хозяева, обладатели злого языка», люди, для которых злословие стало второй натурой. Они постоянно делают хилуль a-Шем (осквернение имени Б-га). Многие ошибочно полагают, будто повторение общеизвестной унижающей информации не является злословием. Однако некоторые авторитетные толкователи еврейского закона не видят разницы между лашон-ара, который является общеизвестной информацией, и тем, что еще никто не слышал. Впрочем, есть и такое мнение, согласно которому, если кто-то произносит лашон-ара в присутствии трех или более человек и слушатели впоследствии повторяют эту информацию, они не совершают греха лашон-ара. Но тот, кто произнес ее первым, виновен в грехе злословия.

 

Зло во благо?

Нет разницы между тем, говорим ли мы лашон-ара свободно, по желанию, или делаем это по принуждению. Разве можно есть некошерную пищу только потому, что кто-то настойчиво нам ее предлагает, и мы боимся его обидеть или утратить его расположение? Безусловно, нельзя. То же самое с запретом на лашон-ара. Если ваши родители или учитель просят рассказать о каком-то происшествии, и вы знаете, что ответ будет содержать лашон-ара, запрещено исполнять их просьбу, несмотря на повелевающую заповедь их уважать. Конечно, сама форма отказа должна быть предельно вежливой, мягкой и сдержанной. Надо уметь отказывать с уважением.

Но если информация нужна им для полезных целей, если они, получив ее, могут как-то исправить создавшееся тяжелое положение или решить трудную проблему, вы можете сообщить ее им, не впадая в грех лашон-ара. В таком случае позволено выполнить их просьбу и пересказать им то, о чем они просят. Тогда злословие превращается в латоэлет – лашон-ара, сказанное с пользой. Впрочем, много зависит от манеры произнесения, от тона голоса, жестов и других нюансов.

 

Не видя «ра»

Есть два пути борьбы с лашон-ара. Один путь – это самоконтроль, голова должна контролировать наши желания и эмоции, должна контролировать нашу речь («лашон»), несмотря на то, что мы могли увидеть или услышать что-то плохое («ра») о другом человеке. Нужно бороться с собой и не говорить лашон-ара, зная, насколько это разрушает семьи, дружбу, партнерство, рушит все вокруг. Одно наше плохое слово, которое мы сказали о ком-то, может обладать страшной разрушительной силой. Слово вылетело, и у нас нет контроля над ним, оно летит по миру, бьет, калечит, и мы не можем его взять назад.

Второй путь – нет причины говорить злые слова, если ты не  видишь этого «ра» – зла.  Нужно найти способ смотреть на человека с добром, оправдывать его. Мы не должны видеть недостатки, а, наоборот, в первую очередь только хорошее, тогда вообще не о чем будет говорить лашон-ара. В отношении себя мы должны быть прокурорами, себя обвинять и требовать от себя максимально. В отношении других – адвокатами, всегда можно найти человеку оправдание, возможно, мы не знаем всех обстоятельств, возможно, есть веские причины его поступков. При таком подходе нет места злым словам.

Важно всегда помнить, что дар речи – это великая способность, отличающая человека от всех других живых существ. Разговорами об окружающих мы решаем свою судьбу и определяем отношение Вс-вышнего к нам. Если мы научимся относиться к другим людям позитивно, с добрым, прощающим ошибки, открытым сердцем и быть сдержанными в словах, то наша жизнь изменится несомненно. Попробуйте один день контролировать все, что вы говорите, только один день. А потом еще один, и еще. Для кого-то это не будет сложным, а кто-то не протянет и часа. Но ваше желание и добрые намерения постепенно сделают жизнь вокруг вас лучше и чище, светлее и добрее.

По материалам  сайтов: toldot.ru и www.evrey.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *