Беседа с логопедом

Беседа с логопедом

Фото автора

Детей с нарушениями речевого развития становится все больше с каждым годом. Но специалистов-логопедов недостаточно, чтобы помочь всем детям. Газета «Биробиджанская звезда» обратилась за разъяснениями к  учителю-логопеду областного Центра психолого-медико-педагогической помощи Светлане Вейцман.

 — Светлана Ильинична, почему детей с речевыми отклонениями становится все больше с каждым годом?

—      Причины возникновения речевой патологии разнообразны, но все они делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести плохую экологию, низкий социокультурный уровень семей, высокую занятость родителей. К внутренним – проблемы медицинского характера: в частности, патологии беременности и родов (гипоксия плода, угроза прерывания беременности; инфекционные заболевания, перенесенные матерью в первый триместр беременности, различные родовые травмы).

Все эти факторы могут привести к повреждению ЦНС (центральной нервной системы), в частности, речевых зон коры головного мозга. Есть и наследственные факторы – это особенности строения артикуляционного аппарата. Как правило, вторая категория детей имеет более выраженные и сложные дефекты, которые требуют длительной медикаментозной и педагогической коррекции.

—        Какие причины задержки речи Вы можете выделить?

—      Медицинские аспекты, пожалуй, лучше осветят медики, мы можем затронуть только причины социального характера. Как ни прискорбно, но технический прогресс здесь сыграл негативную роль. Раньше новорожденный ребенок намочил пеленку, мама подошла, погладила дитя, поговорила с ним, во время кормления рассказала потешки, детские стишки. Идет контакт, идет непрерывное общение младенца с матерью! Сейчас ребенок подолгу лежит в памперсе, неудобств не испытывает. Но значит, и мама к нему не подходит!

13-2Родительское общение с сыном или дочерью сведено к минимуму, во время кормления мама включает детям мультики и орудует ложкой молча. Даже гуляют с детьми мамы молча. А ведь для детей мир вокруг еще неизведан и оттого интересен! Полноценное общение матери и ребенка на начальном этапе является залогом его нормального развития.

Сейчас родители гордятся тем, что их ребенок рано научился разбираться в компьютере, но абсолютно не обращают внимание на то, что он испытывает трудности в общении! У «компьютерных» детей скудный словарный запас и, подходя к «школьному порогу», высказать свою мысль они не могут. А значит, вскоре неизбежны проблемы и с учителями…

—        Что Вы посоветуете родителям с ребенком-логопатом и родителям, которые с такой проблемой не сталкивались?

—      Чтобы ребенок начал говорить вовремя, правильно и красиво, нужно перво-наперво начать самим с ним разговаривать. И для этого не нужно ждать, когда он вырастет. Общение с ребенком нужно начинать с первых дней его жизни. Речь взрослого должна быть правильной и обязательно эмоционально окрашенной! В русском языке есть много уменьшительно-ласкательных слов, прилагательных, при помощи которых можно выразить свое отношение к ребенку или к ситуации, для этого не нужно «ломать язык», «сюсюкать». Речь родителей ребенок воспринимает как образец, и если с ним постоянно «сюсюкаться», не ждите, что он заговорит правильно.

Если ребенок сказал что-то неправильно, не нужно умиляться или тем более смеяться над ним, просто исправьте его, подскажите, как правильно. Идя с малышом из детского сада, обратите внимание на окружающий вас мир, на солнышко, травку и т.д. Расскажите ребенку, какие они, не поленитесь потрогать. Больше читайте ребенку, учите с ним короткие стишки, детские песенки – этим вы существенно обогащаете его словарный запас. Покупайте развивающие игрушки (это не компьютер!), мастерите, поскольку, чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше развивается речь.

—        А в каком возрасте ребенок должен начать говорить в норме?

—      Напряженным периодом в становлении речи ребенка является возраст до трех лет. В этот период практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребенка. Поэтому очень важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведет комплексное обследование и по необходимости направит к другим специалистам. Это поможет установить причины речевого недоразвития и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

—        Как Вы считаете, можно решить проблему нехватки логопедов в области?

—      Решать проблему нехватки кадров должна администрация каждого из муниципальных образований области. Конечно, им нужно материально заинтересовать специалистов, создать условия для полноценной работы. Я знаю, что некоторые логопеды из-за ряда причин работают по другим специальностям.

Имеются и другие сложности. На ставку логопед должен проводить занятия у пятнадцати детей. Но логопедические группы переполнены. Как правило, сейчас там 18-20 человек и более. Времени у логопеда на каждого ребенка остается очень мало, и это, конечно, сказывается на качестве коррекционной работы.

Наш соцопрос

Попробуйте посчитать, скольких детей с речевыми нарушениями вы знаете (это могут быть дети ваши, знакомых, друзей, родственников или вы встречались с ними на улице, общались, случайно сталкивались и прочее).

13-3

 

Цифры и факты

В 2015 году в областном Центре прошли комиссию тридцать семь детей-«речевиков» в возрасте пяти-семи лет. А уже в первом полугодии 2016 года количество детей значительно увеличилось, их стало восемьдесят семь человек.

 В Еврейской автономной области нет ни одного специализированного медицинского центра для логопатов (детей с логопедической патологией) и не хватает специалистов-логопедов. Всего один такой специалист в городе Облучье (в госучреждении), четыре — в Ленинском районе, один — в Найфельде (Биробиджанский район), а в Смидовичском районе вообще ни одного. В Биробиджане дела лучше — сорок три работника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *