Библиотека стала кинозалом

Библиотека  стала кинозалом

В Центральной городской библиотеке открылось кинокафе «Фома». Почетным его гостем стал московский режиссер и сценарист Сергей  Великоредчанин

То, что кино и литература рядом идут, доказала первая встреча участников этого проекта. Московский гость привез на суд зрителей короткометражный фильм «Сапожки» по рассказу Василия Шукшина и презентовал свой новый киносценарий «Человек северных территорий» – о любви русского моряка и японской девушки.

Но в начале встречи заведующая отделом обслуживания библиотеки Елена Гаврилюк пояснила, что создание кинокафе – совместный проект Центральной городской библиотеки и Биробиджанской епархии. Почему «Фома»? На этот вопрос ответил представитель епархии иерей Андрей, напомнив библейский сюжет об апостоле Фоме, который через неверие и сомнения приходит к истине. И если вспомнить наши классические фильмы и книги, то их герои во многом повторяют библейского персонажа, доходя до истины через череду сомнений.

Именно такие фильмы предпочитает снимать Сергей Великоредчанин. Да и в собственной жизни ему не раз приходилось преодолевать сомнения, разочарования, начиная все сначала.

Он родился в маленьком городке Поронайске на Сахалине, работал электриком, сварщиком, рыбачил.

– Меня не покидала мысль, что жизнь проходит мимо, что надо в ней что-то менять. Однажды мне  приснились разводные мосты Санкт-Петербурга, где я ни разу не был. Я понял – это знак. И вскоре оказался в этом городе, поступил, к своему удивлению, в институт культуры на режиссера театральных постановок. Почему к удивлению? Я почти не готовился к экзаменам, а на прослушивании рискнул спеть несколько блатных песен. И когда услышал, что «этот сахалинский паренек нам подходит», удивился и обрадовался. Я был счастлив, что у меня такие замечательные преподаватели, не внимал, а вдыхал каждое их слово.

Но театральным режиссером Сергей так и не стал. Его тянуло снимать кино. Записался в одну из любительских киностудий северной столицы, снимался как актер, пробовал себя в кинорежиссуре. И понял, что Питера ему мало, надо покорять настоящую столицу.

Вторым вузом, куда он тоже поступил с первой попытки, стал ВГИК – Всероссийский институт кинематографии, факультет кинорежиссуры. В свободное от учебы время зарабатывал на жизнь ведущим на второстепенных телеканалах, но шоу и концерты его не вдохновляли. Хотелось снять доброе и добротное кино. Так родилась идея экранизировать один из рассказов Шукшина.

– Режиссеру без имени, без связей и без денег снять фильм – дело почти безнадежное. У меня было совсем немного денег и несколько знакомых актеров, которые согласились сняться без гонорара, как только услышали фамилию Шукшина. Действие рассказа происходит в шестидесятые годы прошлого века, потому было очень непросто выбрать подходящую натуру. Нашли ее в подмосковном городе Фрязино. Там мне пригодился опыт работы сварщиком, когда пришлось сваривать столики для пивной. С миру по нитке собирали реквизит – у меня дома был настоящий склад старых вещей. Но вот найти или купить подходящие сапожки не удавалось во всей Москве. Кто-то посоветовал мне обратиться к армянам. И уже через пару дней я держал в руках эксклюзивные белые сапожки, на которые в шукшинском рассказе запал главный герой. Мы решили передать дух того времени и через черно-белую пленку «Кодак», отказавшись от цифровой кинокамеры, – вспоминал режиссер фильма.

Задумка удалась. «Сапожки» смотрелись на одном дыхании, было такое ощущение, что ты сам участник происходящего. Убедительной была не только игра ведущих актеров, но и массовки.

– Когда шли съемки у пивной, прохожие пытались встать в очередь за пивом и не верили, что это всего лишь съемки, – рассказывал гость в кинокафе.

Коротко напомним сюжет этого шукшинского рассказа и снятого по нему фильма. Сельский водитель едет в город за запчастями по разбитой, залитой грязью дороге. В городе он идет в ближайший магазин купить папиросы и видит там на прилавке модные белоснежные женские сапожки. Когда он спросил об их цене, продавщица ехидно бросила: «Вам за них ползарплаты придется отдать». Посомневавшись, поколебавшись, выпив для храбрости пива, он возвращается в магазин и покупает за свои ползарплаты в 65 рублей вожделенные сапожки. «Чем моя жена их не заслужила? Ну и пусть грязь, пусть некуда надеть, но раз в месяц найдется куда», – рассуждает герой. И даже когда напарники подняли его чуть ли не на смех, он пытается отстоять свое право подарить жене такие сапожки.

Но сапожки оказались ей не по ноге – какое расстройство! Зато они подошли дочке, а жена посмотрела на мужа таким взглядом, каким смотрела на него, будучи девчонкой – зазывающе и в то же время смущенно.

На кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России» «Сапожки» стали победителями в номинации «Красота супружества».

– Очень правдивый фильм, как будто мы побывали в том времени.

– Актерская игра настолько убедительная, что не хочется верить, что это только кино.

– Продавщица сыграна особенно великолепно – такие персонажи, которые на покупателей смотрели сверху вниз,  часто работали в советской торговле.

– Спасибо за такое доброе кино!

Такие отзывы услышал режиссер от биробиджанских зрителей.

Сергей Великоредчанин снял около десятка короткометражных фильмов, один из них – «Танцовщица» – о судьбе еврейской девушки, лишившейся ног, но не сдавшейся на милость судьбы, приобрел еврейский музей толерантности в Москве.

Как верующий человек, режиссер, побывав в Биробиджане, посетил и Благовещенский кафедральный собор, и синагогу.

– Хоть я стал москвичом, но Дальний Восток остается моей родиной, сейчас я еду в родной Поронайск навестить маму, а по пути заехал в Биробиджан по просьбе вашей епархии и не пожалел об этом – у вас замечательный гостеприимный город, где я почувствовал себя как дома, – поделился гость.

Киносценарий «Человек северных территорий», который Сергей представил под занавес, тоже обсуждался достаточно бурно, тем более что действие будущего фильма автор сценария перенес на близкие нам Курильские острова и в Японию.

– Я показал сценарий руководству телеканала НТВ,  они вернули его, посоветовав добавить в сюжет бандитские разборки и другой криминальный драйв. Я на это не согласился – мое твердое убеждение, что кино должно быть добрым, – на такой ноте закончил режиссер свое общение с биробиджанскими зрителями.

Как сообщила Елена Гаврилюк, открываться для общения и просмотра фильмов кинокафе будет каждое первое воскресенье месяца. Очередная встреча пройдет третьего сентября.


Подготовила Ирина Шолохова

Еврейские мотивы

«Евреи,

с вами жить

не в силах…»

 

Евреи, с вами жить не в силах,

Чуждаясь, ненавидя вас,

В скитаньях долгих и унылых

Я прихожу к вам всякий раз.

Во мне рождает изумленье

И ваша стойкость, и терпенье,

И необычная судьба,

Судьба скитальца и раба.

Отравлен я еврейской кровью,

И где-то в сумрачной глуши

Моей блуждающей души

Я к вам таю любовь сыновью,

И в час унылый, в час скорбей

Я чувствую, что я еврей!

Илья Эренбург

 

 

***

 

Я молча на колени встану,

Припомнив все наперечет.

Эпохи, города и страны,

Где похоронен мой народ.

 

Его громили, гнали в землю

Из роскоши, из нищеты,

И эти судьбы я приемлю,

И всякий раз кладу цветы.

 

Седые или молодые,

На склоне лет, в расцвете сил,

Мои друзья, мои родные,

Я их любил и хоронил.

 

Судьбу поставивши на карту,

Об стену расшибая лоб,

От преждевременных инфарктов

Они сегодня сходят в гроб.

 

И вновь встают сквозь стены гетто

Их погребенные мечты

На грани голубого света

И запредельной темноты.

 

И эта вековая участь,

Могильных плит тяжелый гнет,

Она гнетет меня и мучит,

И за собой ведет и учит,

И жить мне силы придает.

Александр Берлянт

 

 

Народу-другу

 

Ты – мой народ. Из племени чужого

Прими меня в семью твоих детей:

И я, как ты,– избранник Иеговы,

И я, как ты,– изгнанник меж людей.

 

В своей душе заветные скрижали

Средь бедствий голуса

мы верно сберегли.

Нас ненависть, вражда,

презренье окружали,

Из края в край гонимые бежали,

Но избежать гонений не могли.

 

Мы лишены земли обетованной.

У нас был храм –

теперь разрушен храм.

И скорбные мы ждем

тот день желанный,

Когда наш Бог вернется снова к нам.

 

Гонимы мы с тобой одной судьбою.

И я твои страдания терплю.

Вот отчего я близок так с тобою.

Вот отчего я так тебя люблю.

Феофан Шипулинский

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 17 =