Биро-Биджанский проект

Биро-Биджанский проект - М.И.Калинин в Михайло - Семёновском 1923 г.

М.И.Калинин в Михайло - Семёновском 1923 г.

5 мая 1994 года в газете «Биробиджанская звезда» появился первый материал за подписью нашего нештатного автора Юрия Файнзильберга. С тех пор прошло 20 лет. И все эти годы Юрий Миронович пишет интересные статьи и очерки для «Биробиджанской звезды». Редакция газеты поздравляет автора со своеобразным юбилеем и надеется на дальнейшее творческое сотрудничество. 

Почему Еврейская автономная область не стала республикой

7 мая 1934 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Биробиджанский район был преобразован в автономную Еврейскую национальную область. Дату принято считать днем рождения ЕАО. Почему была создана национальная область, а не национальная республика? Ответ на вопрос о форме еврейской государственности в составе СССР имеет свою историю.

Образование на Дальнем Востоке автономной Еврейской национальной области вызвало в мировом сообществе огромный общественный резонанс. В связи с этим знаменательным событием в мае 1934 года на встрече с делегацией рабочих московских предприятий и работников еврейской прессы председатель ЦИК, в частности, сказал: «Я считаю, что образование такой области в наших условиях есть единственный способ нормального государственного развития национальностей. Я думаю, что со временем создастся настоящая, мощная Еврейская область». 

Когда один из журналистов спросил М.И. Калинина, кто является инициатором создания автономии на дальневосточной земле, он признался: «У нас давно возник вопрос, где организовать такую еврейскую область, и я дал КОМЗЕТу задание найти такое место, где были бы все необходимые политические, климатические и естественные условия».

Известно, что в 1923 году   М.И. Калинин посетил Дальний Восток, в том числе Михайло-Семеновский (ныне Ленинский) район ЕАО. Возможно, уже тогда у него возникла идея переселения евреев на Дальний Восток. По всей видимости, эта идея не покидала «Всесоюзного старосту» вплоть до образования автономной области. Все эти годы, предшествующие решению и образованию еврейской государственности, были в центре внимания председателя ЦИК, и он много сделал для ее становления. Позже этот «центр внимания», не потерявший свою значимость, перешел к «вождю всех времен и народов» И.В.Сталину и его ближайших соратников. 

Я уже писал в «Биробиджанской звезде», что поиски территории для образования Еврейской автономии усиленно велись в различных районах великого Советского Союза – в Крыму, на юге Украины, в Белоруссии, в западных районах России и других. Эти поиски были успешными в Крыму, куда по линии КОМЗЕТа и ОЗЕТа было переселено десятки тысяч евреев с последующим трудоустройством в сфере земледелия. Работали евреи и в индустриальном секторе. Еврейские поселки в Крыму были созданы в нескольких крупных районах полуострова. Организовать здесь еврейскую государственность по ряду причин на практике было невозможно. Однако образование республики должно было состояться на другом конце Союза – на Дальнем Востоке, но при условии, когда еврейское население на дальневосточной земле составит не менее 100 тысяч. 

По этому поводу И.В. Сталин, определяя основные критерии, характеризующие статус автономной республики, в своей речи «О проекте Конституции СССР»  сказал о трех необходимых условиях для того, чтобы автономные области стали республиками. Во-первых, чтобы республика была окраиной, не окруженной со всех сторон территорией СССР, во-вторых, чтобы национальность, давшая свое имя советской республике, представляла на этой территории более или менее компактное большинство. В-третьих, чтобы республика была не очень маленькой по количеству ее населения, скажем, не менее, а больше хотя бы миллиона. Таким образом, И.В. Сталин сделал невозможным повышение статуса нашей области до республиканского.

«Чудеса» статуса автономной области ей еще предстояло испытать. К 1934 году на ее территории проживало 52,7 тысячи человек, в том числе – 7,5 тысячи евреев. Область своим появлением вызвала широкий отклик у трудящихся евреев не только в СССР, но и за рубежом. В первую очередь откликнулась американская организация помощи еврейскому землеустройству – ИКОР. Еще до создания ЕАО, в 1928 году, в целом ряде американских и канадских городов – Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Торонто, Филадельфии – при непосредственном участии   «ИКОРа» были организованы митинги и сбор денежных средств для Биро-Биджана. Деньги на строительство области собирали практически по всей Америке. Кроме денежной помощи в автономию безвозмездно направляется всевозможная техника: автомобили, инструменты, различный инвентарь для сельского хозяйства, детали для строительства двух-этажных деревянных домов, компрессоры, электрические прачечные, медикаменты и медицинские инструменты. За шесть лет (с 1928 по 1934 гг.) благодаря этой организации Биро-Биджанскому району, а затем образованной ЕАО была оказана помощь на сумму свыше 250 миллионов долларов. Это были в то время солидные деньги.

Американская комиссия «ИКОР» в течение пяти недель изучала Биро-Биджан и возможности его заселения евреями-иностранцами. Комиссия из США дала зеленый свет для отправки американских евреев в Биро-Биджан, они добровольно по зову сердца решили на далекой дальневосточной земле строить национальный дом и обрести в нем человеческое счастье для себя и своих детей. Многие из них приехали в СССР, трудились затем в известной коммуне, получившей название «ИКОР», располагавшейся под Даниловкой Смидовичского района. Одноименное американское общество не ограничивалось только материальной помощью коммунарам и работой по организации переселения в Биро-Биджан. К примеру, в Нью-Йорке издавался журнал «Биробиджанская звезда». Шефство «ИКОРа» над Биро-Биджаном ускоряло строительство «Соцгородка», который по замыслу его организаторов должен был быстро развернуться в агроиндустриальный центр. Перед коммуной «ИКОР-Соцгородок» ставилась задача довести ее состав до пяти тысяч человек, развить высококультурное огородно-оранжерейное и молочно-свиноводческое хозяйство.

Кто приезжал в коммуну из-за рубежа? В основном это были безработные коммунисты. Здесь они оказались при деле. 

Из воспоминаний Ильи Исааковича Блехермана, который многие годы трудился в Биробиджане на заводе силовых трансформаторов: «В 1930 году к нам в Аргентину приезжал секретарь Биро-Биджанского райкома партии Левин. Он рассказывал нам о перспективах будущей Еврейской области. Все поверили ему и приехали сюда. Все мы были коммунистами.

Около 50 человек приехали в Еврейскую автономию в 1931 году, имея при себе личное оружие. Но после убийства С.М. Кирова в 1934 09году оружие у нас забрали».

Из Аргентины в ЕАО прибыл прекрасный специалист, мастер на все руки Кампель Цвиль. В 1934-м он уезжает в Москву прокладывать метро. Из Аргентины приехали и трудились в коммуне «ИКОР-Соцгородок» Шапиро, братья Левинзоны, Цукерман, Гуревич и другие. В известной своими делами коммуне активно работали такие организации, как ОСОАВИАХИМ, МОПР, ликбез, политкружки. Основной язык, на котором общались икоровцы, был идиш. В  1932-м году из-за объективных обстоятельств в Биро-Биджанском районе произошел значительный отсев иностранных переселенцев. Произошло это вследствие неорганизованного отбора, связанного с исключительными трудностями, характерными для того времени переселенческой работы. Не в меньшей степени это коснулось и коммуны. Так, в 1933 году она должна была принять 500 иностранных коммунистов с семьями, однако в «ИКОР» влилось чуть более 10 семей. В течение 1932 года в Биро-Биджанский район прибыли из-за рубежа 784 человека, 200 из них – из Северной и Южной Америки. Характерен и такой факт. Член исполкома Коминтерна от английской компартии Том Бэлл, желая дать сыну трудовое воспитание, послал его в 1932 году в Биробиджан, где он долгое время работал трактористом.

Однако по мере прибывания в коммуну «ИКОР» иностранных переселенцев стал постепенно разъезжаться основной костяк молодых коммунаров из Минска – получать высшее и среднее образование. Коммуна же «ИКОР-Соцгородок» — первое крупное      сельхозобъединение в еврейском национальном районе — продолжала существовать, но уже в другом качестве. Она была, по сути, первая международная еврейская коммуна. В 1932 году на пленуме Даль-крайисполкома в выступлении икоровца Амрона (произнесенном, кстати сказать, на еврейском языке) – переселенца из США — были такие слова: «Мы приехали сюда  добровольно, с надеждой построить будущее для своих детей, рассчитываем построить здесь первую в мире Еврейскую республику и приложим все наши силы в деле строительства социализма в Биро-Биджане. Будем крепкой территорией на границах Советского Союза». Икоровец из Америки выразил сокровенную мечту сотен и сотен таких, как он, людей. Никто не гнал их на эту землю насильно. Их звали сюда вера и надежда. Не вина их, а беда, что этого не произошло: ни тогда, в 30-е годы, ни позже. Еврейская республика так и не была создана. 

В последующие годы переселение иностранных граждан в ЕАО было не просто затруднено, им перекрыли дорогу официально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *