«Биробиджан» в Биробиджане

«Биробиджан»  в Биробиджане

Фото Олега ЧЕРНОМАЗА

Бельгийский режиссёр Ги Марк Инан привёз в «еврейскую страну» свой фильм о ней

Материал для задуманного документального фильма о Еврейской автономной области гость приехал собрать в ранее им не виденную «еврейскую страну» ещё семь лет назад. Фильм тогда предполагался для широкого европейского зрителя.

«Это целиком моя инициатива. Европейцы очень мало знают о вашей области, ещё меньше представляют её современное состояние. Я хочу напомнить забытую идею строительства еврейского государства на Дальнем Востоке. Я постараюсь сделать в первую очередь интересное кино», — говорил журналистам «Биробиджанской звезды» бельгийский режиссёр в ноябре 2011 года.

Ги Марк Инан – режиссер, писатель, музыкант, основатель продюсерской и записывающей компании «Sub Rosa» и куратор обширной антологии «Электронной музыки и шума» (2002-2012). На одном из интернет-сайтов, посвящённых фильмам этого режиссёра, сообщается, что «с 2010-го работает над эпической трилогией, посвященной территориям Биробиджана, Шарлеруа и Астурии». Т.е. «Страна Биро-Биджан» неким образом включена в исторический контекст Европы. Перед биробиджанской премьерой «нашей» части трилогии об этом по какой-то причине не упоминалось.

В 2011 году «эскизу» фильма дали рабочее название «Незабытое». В этот раз нам представили готовую, очень большую по продолжительности, работу под оригинальным названием «Биробиджан».

Перед показом киноленты режиссёр напомнил зрителям, что обещал привезти готовый фильм в края, где снимались его основные сцены, и привёз его. Правда, для этого понадобилось более семи лет.

Перед началом сеанса в кинотеатре «Родина» Ги Марк Инан предупреждал зрителей:

— Я не журналист, я не объективен,– это авторский фильм. Это не история области, а мой рассказ о судьбе языка идиш. Он может показаться мрачным, но и ситуация с идишем непроста. Но и не безнадёжна, раз вы все здесь сегодня собрались.

Одним из мотивов, заставившим бельгийского режиссёра взяться за такую работу, стал его разговор с одним из знакомых, родственники которого в годы Второй мировой погибли в Освенциме. «А что, если бы мы смогли уехать в Биробиджан?», – задавался этот человек вопросом много лет спустя. Кинодеятель поехал в Биробиджан посмотреть, как там устроились потомки тех, кто сумел совершить подобное путешествие…

Со слов Ги Марка Инана, этот фильм 23 марта был показан в Москве. Зрителей на биробиджанскую премьеру «Биробиджана» (извините за каламбур) пришло немало. Они заняли практически все места в большом кинозале, хотя изначально предполагался зал малый.

В объектив кинокамеры и затем на экран попало всё, мимо чего не мог пройти бельгийский режиссёр: колоритные еврейские лица и интонации, урок идиша в воскресной школе при общинном центре «Фрейд», обе – старая и новая – синагоги. А ещё мрачные и ободранные ветром ноябрьские деревья на берегах Биры, облезшие стены цехов старой типографии, мусор, валяющийся возле мусорных баков и много-много Транссиба в виде поездов, мостов, столбов и проводов. Какое отношение последние объекты имеют к судьбе идиша – осталось загадкой авторского взгляда на проблему, не выраженную напрямую.

Некоторых наших земляков, ставших героями этого авторского кино, уже давно нет в живых. Сегодня же они говорили с нами с экрана, вспоминали детство и юность, переживали, что-то доказывали и пробовали объяснить. Но я вдруг поймал себя на той мысли, что за минувшие со времени начала сбора материала семь лет изменились внешне не только каждый из нас и биробиджанские улицы – очень сильно изменилась и наша страна, и отношение к ней со стороны Европы. И наше отношение к европейскому взгляду «на восток» тоже. И это только добавляло остроты ощущениям…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *