Биробиджанский проект

Биробиджанский проект

Ефима Вепринского

В Биробиджане побывал научный сотрудник Петербургского института иудаики, автор множества книг по истории евреев России, караимов и хазар Всеволод Вихнович

Он познакомился с областным центром и селом Валдгейм, общался со многими местными жителями и передал в дар  библиотеке еврейской общины «Фрейд» ряд своих книг. По возвращении в северную столицу подготовил большую лекцию по материалам своей поездки в «сибирский Тель-Авив», как В. Вихнович назвал Биробиджан.

Доклад в Институте иудаики, как сообщил редакции в телефонном разговоре Всеволод Львович, вызвал большой интерес у его коллег и студентов. В настоящее время материал об этом готовится для газеты «Петербургские ведомости» и «биробиджанская» глава появится в книге В. Вихновича «2000 лет вместе: евреи России».

Редакция «Биробиджанской звезды»  полагает, что наблюдения и выводы писателя, сделанные на берегах Биры, интересны и нашим землякам.

Город у большой воды,

или Путешествие в “сибирский Тель-Авив”

Вообще говоря,  о евреях плохо или хорошо много говорят и пишут уже более двух тысяч лет после Рождества Христова. Существует даже анекдот, который я часто привожу студентам на вводных лекциях.

Встречаются как-то еврей и китаец. Китаец спрашивает: «Скажи мне, сколько вас в мире?». Еврей отвечает: «Наверное, миллионов 14. А сколько вас?» Китаец гордо: «Миллиарда полтора, а то и два!» Еврей задумывается и произносит: «Интересно, но говорят почему-то все о нас, да о нас».

Спор о первородстве

Самое интересное то, что такой забавный разговор мог бы произойти скорее всего на Дальнем Востоке, где великая река Амур (по-китайски Хэйлунцзян) разделяет и одновременно соединяет одноименную провинцию Китая и конституционный субъект Российской Федерации —  Еврейскую автономную область со столицей в Биробиджане. Стоит только удивляться тому, как мало сегодня жителей европейской части России представляет себе  Биробиджан, хотя сотни тысяч наших сограждан регулярно посещают Тель-Авив и Государство Израиль!

Стыдно признаться, что даже мне – профессиональному историку и автору ряда книг по истории евреев на территории России – Биробиджан до сих пор был известен только по кинофильму «Искатели счастья». До сих пор помню незабываемо весёлое впечатление от героев этой киноленты. Особенно как бедный герой Пиня Копман, едущий в Биробиджан из-за границы, которого бесподобно  играл великий актер Вениамин Зускин, спрашивал капитана корабля: «Скажите, капитан, сколько стоит этот пароход? Примерно, конечно»…

Реальных жителей Биробиджана мне довелось узнать при не менее занятных обстоятельствах. В конце 1980-х — начале 90-х я преподавал в  недавно открытой в Ленинграде-Петербурге еврейской школе предмет, который в дореволюционное время именовался «Священная и еврейская история». И однажды мне предложили поехать с группой коллег для повышения квалификации в Израиль. В эту делегацию были включены учителя из  различных городов России, в том числе из Биробиджана.  В той поездке произошёл забавный случай.

В аэропорту русскоязычный израильский служащий спрашивал у каждого из нашей группы, из какого города они едут в Израиль. Когда подошла очередь коллег из ЕАО, одна учительница ответила: «Биробиджан». Чиновник не понял и стал переспрашивать. Тут я не удержался и  сказал: «Это же столица второго еврейского государства!» Израильтянин с изумлением посмотрел на меня и в растерянности задал странный вопрос: «А какое же первое?» На что последовал мой ответ: «Да ваш же Израиль!».

Надо сказать, что в Биробиджане люди с гордостью говорят, что как национальное государственное образование Еврейская автономная область была учреждена 7 мая 1934 года, а современное Государство Израиль возникло только в 1948. Получается, тогда, в Тель-Авиве, я должен был ответить израильскому чиновнику, что Биробиджан – это первое еврейское государство, а его Израиль – уж только второе…

Любопытно, что через много лет, уже во время визита в Россию премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, бывший тогда президент России Владимир Путин в конце переговоров неожиданно озадачил гостя любезным приглашением: «А у нас также есть еврейская страна — Биробиджан. Можете съездить, сами посмотреть!» Эту сцену показывали по телевизору, но ответа явно удивленного Шарона я не услышал…

«Еврейский дух» и Русью пахнет….

Важным стимулом для моей поездки в ЕАО послужило случайное знакомство с  доктором педагогических наук, профессором Виктором Николаевичем Никитенко из Биробиджана. В ходе дружеской беседы он много рассказывал об автономной области, в частности высказал заинтересовавшую меня мысль, что область оказалась важным центром еврейской культурно-национальной автономии. Удивительно, что позднее до меня дошло и подобное мнение одной русской женщины, долго прожившей в Биробиджане. По её словам, хотя евреев там явное меньшинство, но все наполнено «еврейским духом»…

Еще при посадке в самолет я вспоминал  изумление моих друзей и коллег по поводу  решения поехать в такую даль, где «нет ничего серьезного». Мол, название Еврейская АО может рассматриваться как своего рода вариант одесского анекдота. По господствующему мнению, Биробиджан – обычная «потёмкинская деревня», сохраняемая властью как показуха. К этому добавлялись сообщения по телевидению о лесных пожарах в области и об опасениях радиоактивных осадков, приносимых ветрами из Японии, где произошла катастрофа на атомной электростанции. Однако все сомнения остались позади, когда самолет набрал высоту.

О самом полете сообщать нечего, все прошло благополучно. Отмечу только, что пролетев 9 часов со скоростью около 1000 км/час от Петербурга до Хабаровска, наглядно сознаешь справедливость когда-то вычитанного утверждения, что Россия – это не страна в обычном смысле этого слова, а отдельная часть света или материк. И еще: невольно удивляешься, что там, на краю этого материка, люди говорят на том же правильном русском языке, хотя иногда правда чувствуется характерный приятный сибирский, вернее, дальневосточный говорок.

Впечатления от пейзажа по мере движения от Хабаровска  (надо отметить, по хорошей дороге) не предвещали ничего интересного. По обеим сторонам тянулись  низменные болотистые места, окаймленные в основном березовым редколесьем. Не было ничего похожего на ожидаемую «тайгу», а тем более — заметные населенные пункты. Картину усугублял противный холодный дождь, преследовавший нас от Хабаровска. Приходилось утешаться мыслью, что отрицательный результат – тоже результат.

Биробиджан возник среди этой неприглядной картины неожиданно, будто бы «Из тьмы лесов и топи блат», как написал однажды Пушкин о Петербурге. Столица ЕАО сразу же показалась мне  цивилизованным, европейско-прибалтийского типа городом. Еще больше меня обрадовала гостиница «Восток», где меня ждал вполне комфортабельный номер. На следующий день и погода улучшилась, стало теплее и светлее, так что  всё складывалось самым благоприятным образом.

Неблагодарное дело — рассказывать биробиджанцам об истории появления их города и всей ЕАО, но все-таки…

Так решило правительство

Советское правительство в ходе реализации своей национальной политики старалось предоставить каждой национальной общности возможность создать свой «национальный очаг». Евреи же в Российской империи подвергались религиозно-правовой дискриминации. Им для получения права расселяться по территории страны зачастую было необходимо отказаться от своей религии и обратиться в одну из христианских религий (православие, католичество, протестантизм). В противном случае они имели право проживать только в городках и местечках так называемой «черты оседлости евреев» (Украина, Белоруссия, частично западная Россия, Литва и Польша). Все эти условия способствовали необычайной скученности и бедности в «местах компактного проживания». Один из дореволюционных публицистов как-то иронично написал: «Евреи хотели бы жить и в Сибири, но для того, чтобы туда поехать, они должны были совершить что-то противозаконное».

Отправить-таки евреев не в Сибирь, а на Дальний Восток решила советская власть. Проекты организации еврейских земледельческих коллективных хозяйств в Белоруссии, на Украине, в северном степном Крыму были признаны полумерами. Еврейский национальный район в составе единой Российской Федерации решили создать на некой пустующей территории.  По  инициативе Председателя ЦИК СССР Михаила Ивановича Калинина был создан «Комитет по земельному обустройству еврейских трудящихся» (КомЗЕТ), который в 1927-1928 гг. организовал экспедицию по исследованию южного Приамурья в районе рек Биры и Биджана под руководством учёного-аграрника Бориса Брука.

По итогам экспедиции территорию признали перспективной для всестороннего освоения. В результате последующей переселенческой деятельности в этой приамурской полосе Дальневосточного края в 1928 г. возникает Биро-Биджанский национальный район. А в 1934 г. Президиум ЦИК принимает  решение о преобразовании района в автономную  еврейскую национальную область. Интересно, что первым председателем Облисполкома ЕАО был избран также ученый — профессор Иосиф Израилевич Либерберг, глава Института еврейской пролетарской культуры в Киеве, общественный деятель и энтузиаст создания автономной области.

Тут отмечу удивительный факт. Во всем мире евреев рассматривали прежде всего как религиозную общину. Только в конце XIX в., по примеру европейских национальных движений, в кругах еврейской интеллигенции возникает сионистская идея, заявляющая, что евреи – это такой же народ, как и другие, и потому нуждается в собственной государственности. Однако согласно религиозной иудейской концепции, восстановление еврейского государства связано с приходом в конце времен Мессии (Машиаха) – помазанника Божия, царя Израиля, спасителя евреев и всего мира. Поэтому сионистское движение за создание современного еврейского государства первоначально встретило возражение как в среде атеистов, так и со стороны ортодоксальных иудейских религиозных кругов. Парадоксально, что именно в СССР «сионистская» идея еврейской национальной государственности получила реальное признание и начала активно реализовываться! Но в особых, советских формах…

Продолжение следует.


Всеволод ВИХНОВИЧ.

Подготовка публикации и обработка материалов Виктора АНТОНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *