Благословенны под хупой

Благословенны под хупой

Фото из открытых источников

Все мы слышали про еврейскую свадьбу – хупу. Но что в действительности собой представляет церемония бракосочетания у еврейского народа? Какие обычаи, пришедшие из глубины веков, отличают традиционную еврейскую свадьбу? Кстати, мало кто знает, что некоторые ее обычаи «перекочевали» в современную и привычную нам свадебную церемонию.
К сожалению, в нашей области побывать на настоящей еврейской свадьбе не удастся. Да и в соседнем Хабаровском крае, где также есть своя еврейская община, хупа – большая редкость. Популяризировать еврейскую свадьбу и просветить жителей ЕАО (да и других регионов) попытался фольклорный ансамбль еврейской музыки «Мицва» студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема под руководством Анастасии Ермаковой. Коллектив подготовил музыкально-театрализованную постановку «Еврейская свадьба – хупа», которую успешно представил в прошлом году сначала на региональном фестивале «Этносфера» в Биробиджане, а затем на «Студенческой весне» в Хабаровске. Но обо всем по порядку.

Будем знакомы

В прежние времена, сейчас уже реже, обращаются к «шидуху» (в переводе с иврита – «сватовство») – традиционному методу знакомства через посредников – «шадханов» (своего рода свах). К такому способу поиска второй половинки могут прибегнуть не только родители, но и сами молодые люди.
Но вот кандидатуры подобраны, молодые люди встретились (однако следует помнить, что согласно еврейским традициям парень с девушкой до свадьбы не должны оставаться наедине, их всегда кто-нибудь сопровождает), возникла взаимная симпатия.

Во времена Талмуда парень с девушкой заявляли о своем намерении пожениться за год до свадьбы, на церемонии, называемой «эйрусин». В течение 12 месяцев после «помолвки» невеста собирала приданое и готовилась к свадьбе, а жених копил деньги. Если какая-либо сторона желала расторгнуть обязательства «эйрусин», то проводилась полная церемония развода, включая гет – бракоразводный договор. Сегодня нередко как «эйрусин», так и собственно свадьба («нисуин») проводятся одновременно.

Ах, эта свадьба

Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой. Для них день свадьбы подобен Йом-Кипуру. Закон предписывает молодым людям в этот день поститься до окончания церемонии хупы.

Что касается свадебного платья невесты, то оно должно быть светлого, желательно белого, цвета. Покрой и фасон платья может быть любым при условии соблюдения еврейских законов о скромности: без глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка – колени, ткань не должна быть прозрачной.

В день свадьбы по традиции родители невесты дарят жениху новый талит, в который на следующее утро к молитве жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек. А жених дарит невесте сидур – молитвенник, украшенный инициалами девушки, букет, который будет в руках невесты во время свадьбы, и духи.

«Посвящение» мужу

Свадебная церемония проходит под хупой – специальным балдахином, навесом, напоминающим маленькую беседку. Хупа представляет собой ткань, натянутую или поддерживаемую над четырьмя шестами, иногда – талит, привязанный за цицит к четырем столбам. Хупа символизирует дом, в который жених вводит невесту.

На еврейской свадьбе мужчины и женщины находятся отдельно. Невеста сидит в кресле, по обе стороны от которого стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, отправляется на женскую половину, чтобы закрыть лицо невесты фатой перед тем, как они пойдут под хупу. Этот обряд имеет символическое значение: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии родителей обещая защищать ее и заботиться о ней.

Невеста семь раз обходит вокруг жениха, находящегося под хупой, ее ведут мама и мать жениха, с зажженными свечами в руках. Остальные женщины следуют за ними. Потом пара становится перед совершающим бракосочетание раввином, который произносит первые два благословения (раньше они произносились на ). Затем происходит обряд обручения – кидушин («посвящение» мужу). Жених надевает золотое кольцо (на котором, согласно традиции, не должно быть никаких украшений) на указательный палец правой руки невесты и произносит: «Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моше и народа Израиля». Раввин читает вслух свадебный контракт – «кетубу», где перечисляются обязанности мужа перед женой, а после этого – семь брачных благословений («шева брахот»). В конце церемонии жених разбивает ногой стеклянный бокал в память о разрушении Храма.

После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате – хедер йихуд. Там они едят легкий ужин после поста. За этим следует праздничное застолье. При этом можно провести хупу в синагоге, а трапезу устроить в другом месте. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может. По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Поэтому мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой.
В течение семи дней после свадьбы родственники и друзья устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением гостей, не присутствовавших на свадьбе.

Традиции хупы у других народов

Раньше во время свадьбы над головами жениха и невесты держали венки в знак траура о разрушении Храма – этот обряд напоминает обряд венчания у христиан.

Не только «венчание», но и практически все внешние составляющие хупы через христианство вошли в культуру других стран. Например, благословения на вино, которые трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного бокала женихом – в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак». Кроме того, и сегодня молодожены, выпивая шампанское «на счастье», после разбивают бокалы. Обмен золотыми кольцами на свадьбе также уходит своими корнями в еврейскую свадебную традицию.


Юлия Вульф
по материалам сайтов toldot.ru, booknik.ru и beinisrael.com.

Это любопытно

У евреев Кавказа и Индии было принято, чтобы жених передавал невесте обручальное кольцо (или монету) в стакане вина, который та выпивала под хупой.

Непременным участником свадьбы в местечке был бадхен (шут), развлекавший гостей шутками и прибаутками.

Во многих общинах было принято, чтобы перед молодыми, шествующими под хупу, танцевали женщины с плетеной халой в руках – хала символизировала достаток и изобилие.
У грузинских евреев женский свадебный танец с хлебом назывался калабули (от слова «каббала»). Он исполнялся родственницей жениха и символизировал принятие невесты в новую семью.

На многих местечковых свадьбах присутствовал петух, символизировавший любовь и многодетность.

Во многих еврейских общинах на свадебный стол непременно подавали рыбу, тоже служившую символом плодовитости. Обычно ее ели, но кое-где находили ей более оригинальное применение. К примеру, у болгарских евреев было принято ставить на пол деревянное блюдо с большой рыбиной, на которую жених и невеста должны были наступить по три раза. Считалось, что это гарантирует молодым многочисленное потомство и всяческое изобилие.

В большинстве еврейских общин не было специальных свадебных платьев. Одним из немногих исключений были евреи Йемена, где девушки выходили замуж в особых нарядах, передававшихся в семье по наследству – очень красивых и невероятно тяжелых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *