Блеск супермаркетов и развалины бань

Блеск супермаркетов  и развалины бань - Торговля остается самым привлекательным видом бизнеса

Торговля остается самым привлекательным видом бизнеса

Число малых и средних предприятий в кризисный период в ЕАО увеличилось. Правда, наблюдаются удивительные “перекосы”
В традиционном своем обращении к Федеральному собранию президент страны Дмитрий Медведев говорил, что государство должно активнее участвовать в развитии малого и среднего бизнеса. Здесь кроются большие резервы для дальнейшего развития. Хорошим примером того, что  предприниматели “малой и средней” руки оказывают значительное вляние на экономику регионов, является наша область. Именно такие предприятия делают сегодня погоду в большинстве отраслей местной экономики. Об этом наше интервью с заместителем начальника управления потребительского рынка, предпринимательства и внешнеэкономических связей правительства ЕАО Галиной Соколовой.
— Последнее Послание Дмитрия Медведева направлено на решение задач, возникших после кризиса, это – непосредственное руководство к действию, — говорит Галина Валерьевна. – Один из главных моментов – помощь безработным, число которых в стране увеличилось. Были выделены федеральные средства на переквалификацию людей, в том числе на развитие программы «Самозанятость населения». Многие из тех, кто потерял работу, при финансовой поддержке государства становятся предпринимателями.
— В этом плане проводятся параллели между нашим временем и 1998 годом, когда многие предприятия в России тоже закрывались и «бедные люди» подавались в бизнес…
— Нынешняя ситуация гораздо сложнее. Тогда было непаханое поле — где семечко бросил, там оно и взошло. Бизнес цвел везде. Сейчас рынок уже сформирован, народ привык к сложившейся товарной линейке, поэтому очень тяжело стать предпринимателем человеку, не обладающему средствами и специальными знаниями.
— Ранее наша газета рассказывала о том, что предприятия малого и среднего бизнеса стали испытывать затруднения – условия выдачи кредитов ужесточились, поставщики начали требовать стопроцентной предоплаты, у многих возникла нехватка оборотных средств.
— Действительно,  банковские структуры в какой-то период времени (с третьего квартала 2008 года по середину 2009 года) увеличили процентные ставки и усложнили процесс получения кредитов. Но после хорошего подзатыльника от Центробанка пересмотрели свою политику: сегодня кредитный продукт стал даже доступнее, чем до кризиса.
С другой стороны, и банкира можно понять. Если к нему приходит человек, начинающий с нуля, без кредитной истории, то это огромный риск. Особенно страшно, когда предприниматель не может предоставить в залог ни имущество, ничего. Он прогорит – и банк потеряет выданные средства…
— Галина Валерьевна, повлиял ли экономический кризис на число бизнесменов в области? Какая здесь наблюдается тенденция?
— Начнем с того, кого же относят к малому бизнесу. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица — сегодня их в ЕАО 4444. Вот такая интересная цифра. Есть микропредприятия, где численность персонала до 15 человек. Таких в автономии 583. Кроме этого малые предприятия с количеством работников до ста человек. Таких структур – 287. Число средних предприятий (от 100 до 250 человек) — 14. Крестьянско-фермерских хозяйств – 280. Валовой региональный продукт обеспечивают субъекты малого и среднего бизнеса, потому что крупных предприятий в области очень мало. Отрадно, что ЕАО – один из немногих регионов России, где численность субъектов предпринимательства в кризисный период не уменьшилась – наоборот, выросла. Деградации нет. Другое дело, что в автономии существует перекос в структуре видов экономической деятельности. Львиную долю занимают субъекты, работающие в торговом бизнесе и в общественном питании.
— Показатель «торговая площадь на одного жителя» превышает в Биробиджане аналогичные европейские показатели. Хоть в этом мы перегнали Запад…
— Следующая сфера – строительство. За последние десять лет доля этого сектора значительно увеличилась. Затем идут грузовые и пассажирские перевозки и сельскохозяйственная переработка, производство продуктов питания. Этот сегмент растет в процентном соотношении, правда, не очень высокими темпами, но тем не менее. Так, например, рыбные консервы и пресервы изготавливают предприниматели Тришкин, Дудуков, «Одиноков и компания» и другие.
По молочному направлению работает «БиПиКо» (Биробиджанский пищевой комбинат) «Биробиджан-молоко» и компания «Дарьюшка» в Смидовичском районе. В Николаевке производятся безалкогольные напитки – компания «НЭО» (бывшая «Вода Корфовская»). Налажено производство полуфабрикатов (пельмени, вареники) и выпечка хлеба.
В хлебобулочном производстве автономии сегодня, кстати, нет ни одного муниципального предприятия, это все – частный бизнес. Выпускается у нас и алкогольная продукция («Тайга – Восток») — редкий гость не уезжает из Биробиджана без бутылочки кошерной водки. Говорят, что это один из лучших местных “сувениров”.
— Как складывается ситуация в сфере бытовых услуг?
— На 98 процентов эта сфера занята частным бизнесом. Прокат свадебных платьев, ремонт бытовой техники, починка обуви, парикмахерские, ритуальные услуги и так далее. Единственное, что здесь огорчает, это отсутствие банно-прачечных комбинатов в нашей области.
Бани – один из самых востребованных видов услуг, который обязан быть в каждом населенном пункте. Разрушить мы смогли то, что раньше было, а построить новый объект сегодня очень сложно. Я понимаю, что это не тот бизнес, на котором можно деньги зарабатывать, но тем не менее…Например, в Облучье уже больше месяца не работает городская баня, и 80 процентов населения райцентра  лишены горячего водоснабжения. Людям элементарно негде помыться. Говорят, котел у них сломался. Может быть, он и стоит несколько миллионов, и починить его не могут. Но нельзя же лишать людей цивилизованной возможности привести себя в порядок!
— Помогает ли ваше управление предпринимателям, занимающимся пассажирскими и грузовыми перевозками?
— Безусловно! Так, например, Ленинский район вышел к нам с предложением: «У нас появились частные перевозчики, но нет денег, чтобы подготовить для них кадры». За счет средств областной целевой программы по развитию предпринимательства мы обучили двух инженеров, отвечающих за выход автотранспорта на линию. Эта работа будет продолжена.
— Губернатор области Александр Винников на заседании антикризисной комиссии обратил внимание, что сравнительно немного наших предпринимателей участвует в различных выставках, в том числе общероссийских и зарубежных, не очень активно презентуют свой экономический потенциал.
— Проблема в том, что на территории области нет выставочного комплекса. Это большая роскошь, даже в Хабаровске выставки проводятся в легкоатлетическом Манеже, площади арендуются. Другая причина невысокой активности кроется в том, что участие в выставке – процесс дорогостоящий.
Тем не менее правительство области организует дважды в год экспозиции на выставках, участвовать в которых нашим бизнесменам крайне рекомендуется. Одна из них — Харбинская международная выставка, которая проводится 15-19 июня. Экспозиция ЕАО (36 квадратных метров) третий год становится там лучшей по дизайну – среди всех российских регионов.
Мы не только предоставляем площадку нашим бизнесменам для переговоров, но и находим им потенциальных деловых партнеров из Китая. Когда в прошлом году приезжал Одиноков, мы нашли ему четыре китайских профильных компании – иностранцы тару ему предложили, линию по заморозке и разделке рыбы и так далее. Лукину мы таким же образом помогли. Многие наши предприниматели самостоятельно посещают Харбинскую ярмарку – с деловыми целями. Так, несколько лет назад мы увидели на одной из тамошних площадок мини-заводик по выпуску пива. А на нем – записочка, где по-русски написано «куплено предпринимателем из Биробиджана».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *