Бобэ Циля, или Драма обыкновенной семьи

Бобэ Циля, или Драма обыкновенной семьи

Фото Олега Черномаза

Народный еврейский музыкально-драматический театр «Когелет» готовит премьеру нового спектакля

Светлана Васильева
Светлана Васильева

 Биробиджанцам представят постановкупо рассказу российско-израильской писательницы Юлии Винер «Мир фурн» (в переводе с идиша – «Поехали»). Работа над спектаклем уже заканчивается – премьерный показ намечен на 30 ноября. Почему выбор пал именно на это литературное произведение, о чем этот спектакль, об этом в эксклюзивном интервью нашей газете рассказала режиссер театра Светлана Васильева.

– Светлана Валентиновна, чем вас привлек рассказ Юлии Винер?

– Любой творческий человек всегда выбирает то, что ближе его душе, его сердцу в данный момент. Так пишутся картины, создается музыка. Рассказ Юлии Винер попал ко мне в руки так: когда весной Ирина Натапова вместе с «Иланотом» ездила на фестиваль в Витебск, она привезла и подарила мне сборник рассказов «По эту сторону Иордана». Прочитав рассказы, написанные современными еврейскими писателями, я поняла – их вполне можно переработать для постановки нашего театра. Рассказ «Мир фурн» оказался мне особенно близок.

Как и у героинь рассказа, у меня тоже сейчас дома живет пожилая мама, которой в силу возраста трудно куда-то ходить. Очень тяжело наблюдать, как близкий человек отстраняется от этой жизни, уходит в свой мир, как он устал от жизни… Думаю, эта тема близка не только мне.

Зацепило меня в этом рассказе то, что из поколения в поколение в этой семье складывается не доброе и чуткое, а, скорее,  отстраненное, пренебрежительное отношение не только к старой Циле, но и друг к другу. А тут еще и исключительно женская семья. Мы наблюдаем за ней со стороны   и можем сравнить увиденное с отношениями в своей собственной семье, задуматься – возможно, нам стоит что-то изменить. Так что воспитательный процесс здесь на первом месте, а еврейство – на втором.

Мы видим несколько поколений женщин. Одна из героинь, 96-летняя Циля, все мечтала перебраться из Советского Союза в Израиль. Вот, наконец, семья репатриировалась. И возникает вопрос: а кому это нужно? Циле, которая туда так стремилась, но уже потеряла память? Нелли, которой это никогда не было нужно? Разве что правнучке Юлечке теперь будет хорошо, ну и ее мама Лена, может быть, найдет свое счастье в этой стране. Обыкновенная история обыкновенной семьи.

Раньше мы с театром ставили другие пьесы, сейчас же мне хочется уйти в классическую театральную драму. Чтобы зритель сопереживал, психологически прочувствовал все, всплакнул или посмеялся.

 – В рассказе присутствуют внутренние монологи Нелли, благодаря которым мы можем узнать, о чем она думает. В какой форме вы передадите ее переживания и размышления зрителям?

– Монологи Нелли озвучит сама героиня: ну, знаете, как делают бабушки – ходят и бурчат себе под нос, сами с собой разговаривают. Так и Нелли будет вслух предаваться размышлениям, пока моет полы, вытирает посуду, переносит из комнаты в комнату Цилю.

Нелли сетует: зачем ее семья переехала в Израиль, да кто такая Циля, вот бы ее пристроить куда, всем стало бы хорошо. А когда Цилю устраивают в дом престарелых, оказывается, что никому уже и не хочется от нее избавляться. В то же время мы понимаем, что Леночке, внучке Нелли, хочется устроить личную жизнь… И у нас есть родители, и мы со временем состаримся. Как мы и наши дети поведем себя в такой ситуации лет через …дцать? – вот вопрос, который ставит перед нами пьеса.

 – Как подбирался актерский состав, кто задействован в спектакле?

Светлана Ефремова
Светлана Ефремова

– У «Когелета» есть детский театр-спутник, где мы с ребятами занимаемся актерским мастерством, словесным действием и т.п. Одна из наших юных воспитанниц – Ника Перевышина, старшеклассница первой гимназии – появится в этой постановке. Ей досталась роль школьницы Юли. Роль Нелли исполняет Ирина Кучерук, ее флегматичную дочь Валентину играет актриса Светлана Ефремова, которая, в отличие от своего сценического персонажа, наоборот, очень темпераментная натура. Роль Лены исполняет Ксения Пырина. Единственного мужского персонажа, который будет задействован в небольшой сцене, Цви (Гришу) сыграет руководитель цирковой студии «Счастливое детство» Илья Юделевич.

А вот с Цилей была проблема. Дело в том, что в 96 лет человек, который дважды переборол рак и перенесший еще кучу других болезней, становится худосочным. А все мои знакомые пожилые дамы – пухленькие. Конечно, театр – это условность. Может, и не стоило обращать особое внимание на телосложение персонажа. Но мне хотелось, чтобы Циля выглядела правдоподобно. У нас есть замечательная молодая актриса Аня Озимок – высокая, худенькая. У Цили в постановке мало реплик – она лишь постоянно просит чай и твердит «мир фурн, мир фурн» – «едем, едем». Так что я на свой страх и риск взяла Аню на эту роль: 96-летнюю бабушку у нас будет играть 25-летняя девушка (смеется).

Анна превращается в ... Цилю
Анна превращается в … Цилю

Грим обсудили с преподавателем театрального отделения колледжа культуры Ольгой Соловьевой. Она нам дала советы, как изменить форму носа, век, опустить уголки губ… Решили, что «состарим» Аню с помощью латексной маски.

С декорациями особых сложностей нет. На сцене будут представлены всего две комнаты, где происходит основное действие, – кухня и спальня.

Сейчас мы отрабатываем финальную – очень тяжелую эмоционально – сцену, когда все возвращаются домой и Лена сообщает, что устроила Цилю в дом престарелых. За три дня перед премьерой пройдут генеральные репетиции и будем с волнением ждать зрителей.

 ***

Нам удалось «подсмотреть» за одной из репетиций «Когелета». Пока Ирина Кучерук – Нелли – перечитывала сценарий, актрису Анну Озимок впервые повели примерять маску. Новоиспеченную Цилю «нарядили» в халат, а голову («Потом приделаем к маске редкие волосы», – объяснила Светлана Васильева) прикрыли платком. Когда, опираясь на трость дрожащими руками, сгорбившись и шаркая ногами, перед нами медленно прошествовала мгновенно преобразившаяся и «постаревшая» Анна, мы все очень эмоционально отреагировали на перевоплощение 25-летней девушки в старуху. Анна (обладающая, как и остальные когелетовцы, прекрасным чувством юмора) поспешила разрядить обстановку. Ее фраза «Я не вижу куда идти, у меня глаза сползли» вызвала взрыв смеха. Очевидно, репетиции театра, несмотря на всю серьезность постановки, проходят весело. Надо сказать, что все актрисы очень точно вжились в роли. О том, что помогает воплотиться в непривычное для нее амплуа – меланхоличной, апатичной женщины, рассказала Светлана Ефремова:

– Сама я очень темпераментный человек, в отличие от моей флегматичной героини Валентины. К пониманию характера героя приходишь через собственные переживания. Чтобы вжиться в роль, прочувствовать ее, вспоминаю те ощущения, которые у всех нас когда-то бывают: апатию, когда ничего не хочется делать, душевную боль. На самом деле очень тяжело работать над этим образом – у нас с героиней абсолютно разные характеры. Так что это определенное испытание для меня как для актрисы.

Помогает по-новому взглянуть на актерскую работу и то, что сейчас я учусь на заочном отделении в Хабаровском институте культуры на режиссера театра. Активно хожу на спектакли, наблюдаю за людьми, ситуациями. Только так и приобретаешь опыт.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *