«Буду помнить». Всегда.

«Буду помнить». Всегда.

с сайта kinopoisk.ru

Советуем посмотреть

– Я не еврей, не еврей! – отчаянно кричал Вадька, сжавшись под прицелом немецкого автомата. Тринадцатилетний подросток по прозвищу Грек, сын гречанки и русского, по трагической случайности оказался среди тех, кого фашисты ненавистно называли «юден» и не щадя расстреливали в годы Второй мировой войны

Тотальное уничтожение всего еврейского народа, всех без исключения – мужчин и женщин, детей и стариков просто за принадлежность к еврейской нации – сквозная тема кинокартины Виталия Воробьева «Буду помнить».

Сюжет фильма разворачивается в маленьком южном городке Пятигорске, оккупированном фашистами в августе 1942 года. Жители спешно покидают свои дома, но неожиданная бомбежка останавливает всех, кто так и не успел убежать от смерти. Новый фашистский порядок держит людей в страхе, всем уже прекрасно известно, что лучше на глаза фашистам не попадаться. Немцы свирепствуют, разыскивают партизан, обыскивают дома в поисках евреев, которые отныне обязаны носить на груди желтые звезды, за малейшее неповиновение – расстрел, за укрывательство еврея – расстрел. Обманным путем, якобы с целью переселения в Палестину, еврейское население городка загнали в грузовики и увезли на ближайший пустырь, где безжалостно уничтожили всех без разбора. «Платьишко! Сними платьишко!» – в память снова и снова врезаются отчаянные мольбы матери крохотной дочери, плач которой словно вобрал в себя крик всего народа: «ЗА ЧТО?!»

Вадька – главный герой фильма, от лица которого и ведется повествование, в то время был подростком. Прошло много лет, но он помнит все, как будто это было вчера. Он мог стать не просто очевидцем жуткого кровавого зрелища, но и следующей жертвой фашистского зверя – немецкий солдат по ошибке принял чернявого мальчишку за еврея. Однажды ему уже выдалось встретиться лицом к лицу с нацистами, но тогда Вадьке удалось доказать свое нееврейское происхождение. В этот раз находящегося на волоске от смерти паренька спасает бывший приятель, а теперь – заклятый враг, предатель, облачившийся в фашистскую форму полицая Вячеслав Самохвалов.

Бесшабашный, грубый паренек далеко не идеальный персонаж – как озлобленный на весь мир зверек, он ворует, ввязывается в драки, с пренебрежением относится к своему инвалиду-отцу, дразнит еврейского мальчика Мильку. Его отец  Дмитрий Чивилев был ложно обвинен (по ходу фильма выясняется, что доносчиком был тот самый Самохвалов, положивший глаз на жену Чивилева), долгое время  отбывал срок в качестве врага народа – обычная история для того времени. Пока отец сидел, Вадьку, по принципу сам себе хозяин, воспитывала улица. Вернувшегося по амнистии отца сын встретил мало сказать с непониманием, скорее, с ненавистью. А с приходом войны уважение к нему упало еще больше – отцы его друзей уже год как воюют с представителями «высшей расы», защищают Родину на фронте, а он тихо занимается производством спичек в тылу, пресмыкаясь и лебезя, по его мнению, перед нацистами. Мог ли он тогда предположить, что этот надломленный и вечно хмурый человек окажется настоящим героем, спасающим людей с помощью этих самых спичечных коробков. Прежде чем понять истину, Вадьке придется столкнуться со многими испытаниями.

Полной противоположностью Вадьки является мальчик из интеллигентной еврейской семьи Миля Авербах, у которого все время занимают уроки игры на флейте. Они частенько задирают друг друга на пресловутой национальной почве. Жизнь двух совершенно разных мальчишек меняется с ног на голову, когда город захватывают немцы. И вот уже вчерашние враги помогают друг другу, а старые друзья становятся врагами. В хаосе, под бомбежками Миля теряет своих родных и оказывается в доме Вадьки. А тот не просто находит общий язык с еврейским мальчиком и становится ему другом, но и приходит к осознанию, что судьба главного врага-еврейчонка зависит теперь от него. Он не отступает от правильности своих намерений даже после увиденного собственными глазами хладнокровного расстрела семьи укрывателей. Тринадцатилетний мальчишка взрослеет на глазах, отчаянно пытаясь уцелеть в немецкой оккупации, он узнает цену жизни и цену свободы, проявляет неимоверный героизм, подлинное мужество, бесстрашие и смелость во имя своего друга, во имя справедливости.

Впрочем, Вадька – достойный сын всей семьи Чивилевых, не просто пригревших у себя сироту, а без всяких сомнений укрывавших еврея у себя на чердаке под страхом расстрела всей семьи. Они прекрасно понимали, что рискуют жизнями своих детей в случае обнаружения в доме еврейского ребенка, но поступить иначе – выдать его на растерзание фашистов – им бы не позволила их истинная человечность. Так в фильме открывается иная сторона войны – не на поле боя, а бытовая жизнь и героические подвиги обычных людей в оккупации. Не зря одна из героинь отвечает на вопрос, что же делать дальше, фразой: «Просто жить!». Эта философская формула помогла выжить нашему народу в самых нечеловеческих условиях.

В противовес добрым и отзывчивым героям, жившим в неизбывном страхе за себя и свою семью, показаны не только немецкие нацисты, но и так называемые русские фашисты, в страхе исключительно за собственную ничтожную, по сути, шкуру запросто перешедшие на сторону врага. Они показывают пример того, как низко может пасть человек, утратив все человеческое. С какой легкостью они стали убивать, что еще страшнее – своих же соседей, знакомых, родственников, с которыми, быть может, много лет прожили бок о бок. Свои злодеяния новоявленные гитлеровцы творили с ужасающим спокойствием. Быстро и легко убивать стало для них будничной работой, после выполнения которой они курили, разговаривали, шутили – словом, продолжали свою грязную жизнь так, будто ничего не произошло.

Фильм «Буду помнить» трогает самые тонкие струны души.  Талантливый сценарий, режиссура, великолепная работа художников и операторов, музыка, прекрасная игра актеров, в особенности детей – на высоком уровне сделано все, чтобы достоверно передать атмосферу того времени, отразить страдания людей в фашистской оккупации. В меру тяжелый, фильм держит зрителей в напряжении от начала до конца. Он подойдет для просмотра и для юного поколения, что еще раз подтверждает его глубину и силу.

Грамотным ходом создателей кинокартины стали вставки черно-белых исторических хроник, подчеркивающих подлинность событий и придающих ей особый дух, атмосферу тяжелейшей военной эпохи. Символичен образ флейты – музыкальный инструмент был единственной дорогой вещью у Мильки, которую он отдал на продажу, чтобы не быть лишним едоком в семье. Она не представляла никакой ценности в годы войны, но для друзей, встретившихся на закате жизни, стала символом вечной дружбы, незабвенной памяти трагического прошлого. Фильм целиком и полностью, без ложных прикрас, основан на воспоминаниях того, кому удалось пережить немецкую оккупацию – режиссер Виталий Воробьев описывает детство своего отца  Вадима Константиновича.

Когда смотришь такие фильмы, испытываешь истинную гордость за свою многонациональную страну, победившую в Великой Отечественной войне благодаря сплоченности и дружбе людей, воспитанных на настоящих истинах, подлинном патриотизме и любви к ближнему. Популяризация именно таких фильмов должна стать основной задачей сегодня, в наше непростое время, когда агрессия, экстремизм, конфликты, нетерпимость и неуважение друг к другу стали неотъемлемой частью современного общества, людей XXI века. Нельзя забывать уроков истории – неважно, еврей ты, русский, или грек, важно, чтобы ты оставался Человеком.

Факты о фильме

События фильма происходят на Кавказских Минеральных Водах. Летом 1942 года фашисты уничтожили почти все еврейское население в этом районе.

Режиссер Виталий Воробьев из 13 фильмов 9 посвятил войне, причем 8 фильмов – Великой Отечественной.

Съемки проходили в Одессе, работа над фильмом растянулась на два года.

Роль Вадьки исполнил Роман Гольчук. Режиссер искал не только хорошего актера, но и портретного сходства с отцом, в итоге нашел и то, и другое.

«Буду помнить» – победитель в номинации «Лучший игровой фильм» на Международном кинофестивале в Фарго (Северная Дакота, США) в 2011 году.

Фильм также завоевал Гран-при II Санкт-Петербургского детского благотворительного кинофестиваля (2011 год); диплом II Санкт-Петербургского детского благотворительного кинофестиваля «За воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения» (2011 год); диплом лауреата IV фестиваля духовного кино «Десять заповедей», (Тамбов, 2011 год) и приз за лучшую детскую роль XIV Всероссийского фестиваля визуальных искусств во Всероссийском детском центре «Орленок» (Туапсе, 2010 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *