«Будущее от нас не зависит»

«Будущее от нас не зависит»

автора

Рассуждения молодых, и не только, о будущем, настоящем, прошлом

При написании курсовой работы в вузе я наткнулась на интересные исследования, провела собственный поколенческий анализ восприятия, поведения, ценностей российской молодёжи в различные временные периоды. Конечно, меня интересовал наш ХХI век, захватила и весь ХХ-й. После чего стала понимать своего брата-подростка (ему 12 лет). Его любимые фразы: «Мне пофиг!», «И чё?». Такие скептические настроения я у многих ребят увидела в школе при прохождении педагогической практики.

Чтобы более точно определить настроения современных учеников, провела обзор научной литературы по этой проблеме.

По мнению социологов, в современной России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. «Образ молодого карьериста из мегафоновской рекламы: «Будущее зависит от тебя» — остался в 90-х годах прошлого века. Поколение 2000-х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребление. Для части современной молодежи более актуальным стал другой слоган: «Будущее от тебя не зависит»».

В противоположность им у детей 60-80-х по сравнению с нынешними была намного богаче фантазия, намного изощреннее ум и гораздо больше свободы. Сегодняшние «дети» совсем другие: их конструкторы-лего собираются по определённой схеме, у них много навороченных игрушек, компьютеры, для них работает мощная индустрия развлечений. Трудно даже сравнивать эти поколения, а уж тем более пытаться вычислить, какое из них лучше…

Вот характеристики этого поколения. Строки не имеют авторства, и принято считать их народным творчеством.

«Родителей вызывали в школу за то, что вы играли в фантики прямо перед учительской». Сегодня родители могут ответить учителю: «Что вы от меня хотите? Я сама с ним справиться не могу!»

«Всеобщий предмет нелюбви назывался «мажоры». Для многих современных девушек это круто.

«Девиз вашего класса в пионерской дружине имени Цезаря Куникова вашей школы был: «Ни шагу назад, ни минуты на месте, а только вперед и только все вместе». Сегодня только: «Каждый за себя, и сижу на месте».

«Вам близко и понятно слово «дефицит» — и не только по отношению к деньгам». У современных детей всё есть, они не нуждаются и в духовной пище.

«Вы знаете, что исковерканные английские слова, которые употребляет молодежь, — «шуз», «диск» — это серьезная проблема, которую обсуждают в молодежных журналах. Сейчас лексика ребёнка засорена сленгом и прочими заимствованными словами».

«Не то чтобы вас шокировал фильм «Интердевочка»… Но такого раньше в открытую не показывали». А сейчас – пожалуйста. Если родители не заблокировали ненужные сайты, дети легко могут интересоваться уже не запретными для них темами.

Самая красивая песня — «Лесной олень». Но сегодня ее в школе не учат.

«Из макулатуры, которую собирают всей школой раз в месяц, вам удается спасти (украсть!) пару очень хороших книжек». Сегодня макулатуру не собирают и даже не знают такого слова. А тем более не читают!

«Если на дне рождения не было салата с зеленым горошком (оливье) — это был плохой день рождения!» Требования ребенка XXI века серьёзно возросли. Мой брат говорит: «Хочу с друзьями в развлекательный центр!», а на 12-летие уже запросил компьютер-планшет.

Их запросы сильно растут, их интересует исключительно материальный мир, о духовности мы промолчим.

«За то, что вожатые разузнали, что это именно вы измазали пастой 5 палату с девчонками, вас грозились выгнать из пионерлагеря». В современных детских лагерях девочки умудряются стать женщинами, а мальчики – мужчинами.

«В четырнадцать, получив комсомольский билет, вы неожиданно понимали, что в рядах ВЛКСМ вам предстоит провести столько же лет, сколько вы к тому моменту прожили». А сегодня только пустота, пассивность в душах и умах ребят.

А вот дети 90-х

Я и сама оттуда…

Мы очень разные. Кто-то учился с пяти лет в воскресной школе, кто-то вырос на улице.

Церковная традиция для значительной части будет уже не экзотической, а естественной.

В то же время беда с институтом семьи. Женщина может себя прокормить сама и в семье без религиозной и родовой мотивации нуждаться не будет. Если нет рядом мужчины, ну и ладно, на ночь всегда найдется – вот образ современной девушки, будущей женщины.

Мы гораздо более привязаны к удобствам жизни. Гедонизм (привязанность к наслаждениям, получению удовольствия) будет цвести и пахнуть. Общество потребления рулит…

В чем-то мы внутренне свободнее, чем они…

Для многих, выращенных в «тепле оранжерей», характерен инфантилизм.

К высоким словам и понятиям мы подходим проще, приземленнее и даже циничнее, чем они, «советские» поколения.

Наши ценности: журналы, постеры, покемоны, обмен кассетами для видео, плейеров. А вспомните тамагочи: «Ты не забыл покормить его?» Компьютеры были у самых богатых, а Интернет считался чем-то возвышенным.

«Рожденных на стыке двух эпох» уже называли безответственными бездарными лентяями, что мы сильно деградировали – твердили нам учителя. Но, как оказалось, процесс потери духовных корней продолжает идти со страшной силой.

Интересную и глубокую оценку подросткам 1995-98 годов рождения (тем, кому сейчас 12-15 лет) дает Наталья Степина, педагог, кандидат филологических наук.

По её наблюдениям, раннее детство этого поколения попадает на более стабильные «преддефолтовские» годы. Бабушки догадались первыми, что этим детям не хватает внимания старшего поколения и как-то постарались его компенсировать. Можно сказать, что их больше любили и воспитывали.

«Начало школы — начало 2000-х. Школу для детей нередко уже выбирали в зависимости от притязаний семьи и социального круга. Так что социальный слой, в котором общался ребенок, обозначался очень рано, и зачастую ребенок практически был лишён возможности обзавестись знакомствами за его пределами. В 2000-х расслоение общества в целом усиливалось».

Год рождения 1999-2010 (дети до 11 лет)

«Раннее детство и начало школы — 2000-е годы с их плюсами и минусами. С одной стороны, гораздо большая стабильность и повышение общего качества жизни по сравнению с 90-ми, с другой — расслоение общества, ослабление возможности перехода из слоя в слой, терроризм, технические катастрофы, коррумпированность, нарастание авторитарности власти и т.д. У этих детей жизнь во многом определит то, в каком регионе они родились и к какому социальному слою принадлежит их семья.

Свою лепту внесет и тот факт, что высокий уровень технического оснащения встречает этих детей уже в колыбели. Цифровой, виртуальный мир, мир гаджетов имеет все шансы оказаться привлекательнее повседневности. Тем более, что виртуальной реальностью так легко управлять даже ребенку.

И еще один весомый фактор будет влиять на жизнь этих детей. В 2000-е годы качественно изменилось отношение к миру детства и государства, и общества. Ребенок становится ценной фигурой и для политиков, и для сферы бизнеса, и для общественных движений. Во второй половине 2000-х предпринят ряд реальных политических шагов — внимание к демографической сфере, материнский капитал, развитие ювенальной юстиции, борьба с жестоким обращением и т.д. Воспитание ребенка сегодня перестает быть частным делом семьи, и эти дети будут расти под пристальным оком государства. Какие плоды это принесет? В любом случае эти дети не испытают чувства социальной заброшенности (когда стране не до детей), выпавшей детям 90-х годов.

Проходя педагогическую практику в школе, наблюдая за подростками, говорю себе: «И вот дети 2000-х годов, родившиеся в ХХI веке!» С такими «продуктами» эпохи учителя работают в школе и даже не могут на них пожаловаться родителям. Так, одна родительница с удивленным видом и возмущённой интонацией ответила учителю: «А что вы от меня хотите? Я сама с ним справиться не могу!» А кто это должен уметь? Разве это не ваш ребёнок? Не ваша, в первую очередь, ответственность за него?

Мне почему-то кажется, что во многом, если не во всём, виноваты родители, которые пустили всё на самотёк, купив им компьютеры, подключив к Сети и затем самоустранившись от досуга совместно с ребёнком, его тихое нахождение за компьютером — это имитация традиционно желанного в российских семьях поведения «тихого ребёнка». Нет шума — нет проблемы! А так ли это?

Проблема ещё и в том, что подают электронные СМИ. Это сплошные ЧП, демонстрация богатства и прочее, что формирует (вернее, уродует) нравственный облик ребёнка. Вспомните хотя бы «Дом-2». Какие в этом реалити-шоу нравственные приоритеты? Оскорблять девушек, бить по лицу, изменять друг другу, публично выяснять отношения, потом изменять назло… И так далее по кругу.

Теперь абсолютно понятны словечки: «Мне пофиг!», «И чё?».

(Источник: http://donskih.ru, http://www.netlore.ru/, http://kuraev.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *