Были и остались народными

Были и остались народными

Фото из архива Серго  Бенгельсдорфа

В Государственном архиве ЕАО хранятся уникальные документы об истории послевоенной театральной жизни Биробиджана

Вначале – рассказ о том, как создавался Русский народный театр.

Когда в 1949 году был навсегда закрыт Биробиджанский государственный еврейский театр, большинство артистов, режиссеров покинули город. Но нашлись энтузиасты, которые грезили репетициями, сценой, которые по-настоящему любили театр. Они не были профессиональными актерами, а считали себя лишь любителями театрального искусства.

И вот эта группа любителей и ценителей театра решила организовать драматическую группу. Речь шла именно о группе, а не о театре. Набралось в эту группу тринадцать человек. И это число стало числом удачи.

Никто из этих тринадцати человек не имел опыта сценической игры, не было ни помещения для репетиций, ни костюмов, ни декораций. Начинали они свою театральную деятельность на одном лишь энтузиазме. И только в 1959 году было принято на официальном уровне решение об организации в г. Биробиджане самодеятельного театра.

Вскоре в жизни драматического коллектива произошли большие изменения. В соответствии со штатным расписанием на должность главного режиссера была назначена Мира Моисеевна Шименко, а заведующим постановочной частью назначили Василия  Бергалина. Был утвержден состав самодеятельного театра в количестве 19 человек. Это были люди разных профессий: преподаватель педучилища, завхоз школы, работница трикотажной фабрики и т. д., то есть театр не был основной их работой.

В том же 1959 году за успехи, достигнутые в развитии самодеятельного драматического искусства в г. Биробиджане, за постановку пьесы «В поисках радости» и драмы «Барабанщица» актеры театра были награждены ценными подарками на сумму от 50 до 300 рублей.

В 1963 году начал функционировать Дворец культуры, и вся деятельность Биробиджанского русского народного театра была передана в подчинение дирекции ДК. На его сцене ставились спектакли, собиравшие полные залы зрителей.

1 сентября 1963 г. режиссером театра стал студент 4 курса Ленинградского библиотечного института Геннадий Кустов.

Спустя восемь лет, в 1972 году, во Дворце культуры была создана театральная студия, которая из лучших участников художественной самодеятельности города готовила артистов для театра. Учащиеся студии, освоившие основы сценического искусства, получившие определенные навыки, должны были «вливаться» в основной состав любителей сцены и решать сложные творческие задачи. Учебный план студии был рассчитан на год. Общее количество часов, предусмотренных на преподавание специальных дисциплин: мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, грим, история советского театра, составляло 260 часов. Театральная студия занималась и подготовкой актеров для еврейского народного театра, который также располагался в здании Дворца культуры.

Работа по подбору кадров велась постоянно. Со студентами учебных заведений города проводились беседы о театре и его истории, практические и теоретические занятия с постановкой речевого аппарата, дыхания, дикции, четкости произношения, правильной литературной речи.

В сентябре 1979 года из сорока двух выпускников студии, пожелавших принять участие в работе театра, после тщательного отбора было оставлено всего двадцать пять человек.

В одном из документов так говорится об этом: «…В списочный состав вошли два инженера-техника, двое служащих, киномеханик, пять рабочих различных производств, пятнадцать учащихся старших классов средних школ и профессионально-технических училищ. Возрастной состав театра — от 17 до 28 лет…».

В том же году Русский народный театр представил зрителям переработанную одноактную комедию А. Чехова «Медведь». Спектакли прошли во Дворце культуры, клубах мясокомбината, железнодорожном, 13 км, селах Биробиджанского района – Валдгейме и Пронькино.

Одновременно шла работа над спектаклем «На главном направлении» по пьесе С. Гансовского. В нем было занято вместе с дублерами восемь актеров. Продолжалась и работа над спектаклем «Клятва молодогвардейцев», в котором было задействовано десять актеров, а также их дублеры.

Всего же за все время существования театр поставил такие содержательные и массовые спектакли, как «История с метранпажем» по пьесе               А. Вампилова, «Отважное сердце» по И. Эвальду, «Солнечное сплетение», «Бронепоезд -14-69», «Твои шестнадцать», «Девочка», «Свои люди — сочтемся». А спектакль «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Островского стал лауреатом Всероссийского фестиваля народного искусства, который проходил в Москве, на сцене Кремлевского театра. Главную роль в нем блестяще сыграл известный в Биробиджане журналист, поэт Виктор Соломатов.

 

Интересна и история Биробиджанского  еврейского народного театра. Его основателем по праву можно считать Михаила (Моисея) Бенгельсдорфа, который вместе с большим знатоком еврейской музыки Абрамом Гершковым решил создать народный драматический коллектив.

Работа нового театра началась в 1965 году маленьким коллективом — драмкружком, который насчитывал восемь человек. Но был и оркестр в составе семи музыкантов, руководителем которого с самого начала являлся Семен Гройсман. Спектакль «Мазлтов» («Поздравляем») по пьесе Шолом-Алейхема стал первой театральной работой нового коллектива. А первыми актерами театра стали супруги Макс и Хая Эпштейн, Н. Лискович,  Э. Шувал, И. Каневский,  Б. Мазо, И. Ройтман, Э. Мелешко.

Главными жанрами для себя театр избрал сатиру и юмор, а в стилевом отношении продолжил традиции еврейской сцены.

«…Некоторые актеры совсем не знали еврейского языка, но очень хотели выступать в театре и им в освоении языка помогали все актеры, владевшие еврейским языком…», — говорится в одном из документов тех лет.

Официально Биробиджанский еврейский народный театр был открыт 1 мая 1967 года при Дворце культуры г. Биробиджана на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся. В штат театра включили режиссера второй категории и заведующего постановочной частью.

В 1968 году коллектив театра состоял уже из сорока пяти человек вместе с музыкантами и танцорами. На краевом смотре народных театров в г. Хабаровске режиссеру Михаилу Бенгельсдорфу и самому театру присвоили звания лауреатов Всероссийского смотра народных театров. Театр также наградили дипломом первой степени.

В том же году коллектив театра стал работать над пьесой Э. Казакевича «Молоко и мед». Премьеру спектакля запланировали на 20 мая. Она прошла с успехом.

В течение нескольких лет театр поставил спектакли по пьесам Шолом-Алейхема «Доктор», «200 тысяч», «Люди», «Два чудака».

После смерти Михаила Бенгельсдорфа в Биробиджан вернулись с Сахалина супруги Михаил Шейн и Берта Шильман, бывшие артисты БирГОСЕТа, работавшие в нем с первого и до последнего дня. Начиная с 1971 года, почти двадцать лет Берта Львовна отдала служению народному театру, была его руководителем. Под ее руководством были поставлены спектакли «Два подростка» и «Колдунья» (А. Гольфаден), «Чудес не бывает» (Б. Миллер), «Нашествие» (Л. Леонов), «Красный галстук» (С. Михалков), «Стемпеню» (Шолом-Алейхем).

Спектакль «Стемпеню» был тепло принят зрителями г. Биробиджана, а московская комиссия дала ему самую высокую оценку. Театр был награжден большой золотой медалью с присвоением звания лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества.

Актерами театра был поставлен на русском языке спектакль «Андро и Сандро» по пьесе Г. Хутаева.

Коллективами еврейского и русского народных театров организовывались творческие встречи со зрителями, молодежью, выступления во Дворце культуры, парке культуры и отдыха, общежитиях города и воинских частях. Актеры этих двух театров успешно сочетали работу на производстве с участием в творческих коллективах. Среди них: О. Рисс, И. Циперман, Н. Лискович, И. Ройтман, Л. Киреева, А. Берлевская, Л. Котенко, О. Костикова, Н. Капитонова, А. Киселев, В. Панман, Ш. Коник, В. Соломатов и другие. А музыкальной и танцевальной частью еврейского народного театра успешно руководили  А. Гершков, М. Чернис,  С. Гройсман, Г. Шматко.

Можно сказать, что народные театры Биробиджана имели высокий профессиональный уровень и режиссерского, и актерского мастерства, оставив заметный след в культурной жизни Биробиджана и области.

 


Людмила Стокоз, начальник отдела публикации, информации и научного использования документов Государственного архива ЕАО

Подготовила  Ирина Манойленко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *