Быть качеству или не быть?

Быть качеству или не быть?

Олега Черномаза

Вчера во многих странах отметили Всемирный день защиты прав потребителей.

В российском календаре эта дата появилась в 1994 году, тогда же в стране были созданы и общества защиты прав потребителей. По сложившейся традиции, Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику этой даты. В 2011 году этот день пройдет под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». Управление Роспотребнадзора по ЕАО на этой неделе проводит расширенный прием и консультирование граждан, а также тематическое консультирование потребителей по вопросам защиты их прав в финансовой сфере по телефонам «горячей линии».

Нередко недобросовестные продавцы стремятся подсунуть доверчивым покупателям просроченный продукт, а предприятия бытового обслуживания оказывают некачественные услуги или не в полном объеме.

Причины жалоб за последние 3-5 лет практически не меняются. В 2010 году на первом месте были обращения на услуги торговли отдельными товарами, на втором — на оказание жилищно-коммунальных услуг. Причем основная масса жалоб и обращений по услугам ЖКХ — от жителей Облученского и Смидовичского районов.

За 2010 год Управлением Роспотребнадзора  было возбуждено  171 дело и вынесено 171 постановление о привлечении к административной ответственности на сумму 242,9 тысячи рублей.

За это же время  было составлено десять  исковых заявлений  в защиту прав потребителей на сумму 456, 9 тысячи   рублей. Из них два иска — по торговле непродовольственными товарами, по одному — на деятельность турфирм, финансовую деятельность, два — на выполнение работ по строительству многоквартирных домов, четыре — на услуги по установке стеклопрозрачных, пластиковых конструкций. Все поданные иски были удовлетворены судами. В пользу потребителей присуждено 365,9 тысячи  рублей, в том числе компенсирован моральный ущерб в размере 62 тысяч рублей, удержано 87,4 тысячи рублей штрафных санкций в доход  бюджета за нарушение прав потребителей. Также решениями судов общей юрисдикции были удовлетворены нематериальные права потребителей, то есть безвозмездно устранены недостатки в товарах, оказанных услугах, выполненных работах, произведен обмен товара с недостатками на качественный товар.

Из этой же суммы присужденных  денежных средств в пользу потребителей за некачественно проданные товары возмещено 10,9 тысячи рублей, за некачественное оказание услуг  туристическим агентством — 12,5 тысячи рублей, за некачественное оказание финансовых услуг  — 45,8 тысячи рублей, за некачественное выполнение работ по строительству   многоквартирных домов — 9 тысяч рублей, за некачественную установку стеклопрозрачных,   пластиковых конструкций  и за  неоказание услуги по установке окон — 287,7 тысячи рублей.

Должностными лицами отдела юридического и нормативно-методического обеспечения Управления Роспотребнадзора по ЕАО в судах общей юрисдикции дано 6 заключений в сфере защиты прав потребителей по предоставлению финансовых услуг. В результате после рассмотрения в судах данных дел  принято 6 решений, по которым    в пользу потребителей взыскана сумма в размере 152,7 тысячи рублей.  Компенсирован и моральный вред потребителям за нарушение их прав в размере 37,6 тысячи рублей.

В 2010 году специалисты Управления Роспотребнадзора по ЕАО провели 159 плановых и 293 внеплановых проверок. Из числа внеплановых — семьдесят три по жалобам граждан.

В феврале этого года  в Управление Роспотребнадзора по ЕАО обратилось 12 человек с письменными заявлениями. Пять из них связаны с покупкой некачественной сложной бытовой техники, корма для животных, недоброкачественной колбасной и молочной  продукции. Другие заявления касаются нарушений прав потребителей в сфере предоставления отдельных видов услуг — некачественное оказание услуг при установке пластиковых окон, домофонов,  нарушение прав потребителей при обслуживании в кафе, при оказании услуг комиссионным магазином, два — в сфере нарушения санитарного законодательства (неблагоприятные условия проживания вследствие нерегулярного вывоза мусора и канализационных стоков и незаконной перепланировки квартиры).

Все обращения всесторонне рассмотрены, заявителям были направлены ответы.

Не бойтесь и не стесняйтесь отстаивать свои права — ведь закон чаще всего оказывается на стороне потребителя. Кроме того, всегда можно обратиться за консультацией к компетентному специалисту, который подскажет, как лучше действовать в той или иной ситуации, и поможет в оформлении необходимых документов.

Только отстаивая свои права, можно добиться того, чтобы в продаже всегда был  качественный товар, чтобы услуги оказывались добросовестно, вовремя и в полном объеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *