Быть в еврейской теме

Быть в еврейской теме

Фото Олега Черномаза

Уже больше десяти лет биробиджанский дизайнер Виктория Демихова связывает свое творчество с еврейской темой.

Именно она разработала фирменный стиль для баннеров общины «Фрейд», а также призы и символику для Международных фестивалей еврейской культуры и искусства, проводимых в области. Сейчас Виктория хочет создать туристический логотип Биробиджана

– Виктория, как вы пришли к профессии дизайнера?

– Я еще помню те времена, когда эта профессия называлась «художник-оформитель» (улыбается). Училась я как раз по этой специальности в Харьковском художественном училище. Думаю, мне повезло с учителями, которые в то время хоть и не назывались дизайнерами, но по сути своей уже были таковыми. Они и привили любовь к этому делу.

А вообще я рисовала всегда и всегда чувствовала себя художником. Наверное, ничего другого и не умею – ни петь, ни танцевать (смеется). Это, как у нас принято говорить, – тяжелая наследственность. Мой дедушка до войны ходил в художественную студию, от него любовь к искусству и передалась.

Решила пойти учиться на художника. Был выбор поступать на учителя ИЗО. Но когда я стала выяснять, где чему учат – поняла, что профессия художника-оформителя мне ближе. Нравится применять свои знания на практике, делать батик, мозаику, гобелен…

– Что для вас дизайн? Какое место он занимает в вашей жизни?

– Дизайн – это, пожалуй, образ жизни. Если ты считаешь себя профессионалом и работаешь над каким-то проектом, то невозможно четко обозначить временные рамки трудового дня. Если у тебя проект в работе, тем более в стадии «придумывания», то это длится круглые сутки. Наверное, мне повезло, поскольку моя профессия – это мой образ жизни. Мне это интересно.

Работа дизайнера предполагает знание контента и мировых  тенденций. Из художников, например, мне нравятся импрессионисты за совершенно обалденный цвет, за живость, движение. Точно также я абсолютно искренне уважаю Илью Репина. Есть современные художники, которыми можно  восхищаться – те же мои соученики, среди которых есть интересные ребята. Существуют различные течения, направления. Сегодня у меня одно настроение – и я открываю альбом с импрессионистами, а завтра другое – любуюсь картинами Айвазовского. Уважаю японских дизайнеров за лаконичность, минимализм – не люблю избыточность.

– Как вы пришли к еврейской теме в дизайнерских работах?

– Во-первых, в этом «виновата» Елена Беляева. Она сумела мне показать, что еврейская тема – это интересно. Уже больше десяти лет – с 2004 года – я занимаюсь этой темой. А в 2007 году меня приняли в Попечительский совет общины «Фрейд». Я считаю, это очень почетно. Как дизайнер, я отвечаю за ту часть жизни и работы общины, которая относится к выставочной деятельности. Денег с меня много не возьмешь (улыбается), а вот работать на благо общины можно.

В 2012 году общине «Фрейд» исполнилось 15 лет. Вместе с моей дочерью Марией, которая теперь тоже профессиональный дизайнер, мы разработали новый фирменный стиль для биробиджанской еврейской общины «Фрейд» – логотип и фирменную надпись.

– Какие еще дизайнерские вещи в еврейском стиле вы создаете?

– Я специализируюсь на различных сувенирах. Плюс создаю картины из фетра на биробиджанскую и еврейскую тематику. Стараюсь делать их профессионально, как говорили мои учителя-наставники – «чтобы не было стыдно за то, что ты сделал». Кстати, мои «еврейские» работы дарят различным делегациям. А панно, на котором изображена  новогодняя хамса с гранатом, в этом году было продано с аукциона Восточного экономического форума. На мой взгляд, очень почетно, что именно мне предложили сделать что-то для форума, приятно и то, что был выбран еврейский сюжет, хотя это панно представил заповедник «Бастак». Я предлагала изобразить тигров или журавлей, словом, что-то на тему природы, поскольку фонд, который собирает деньги с этого аукциона, помогает дальневосточным тиграм. Однако заказчик, посмотрев образцы, захотел именно «еврейскую» работу. Оформили, отправили, и уже буквально на следующий день работа была выкуплена – это приятно.

К «еврейским» работам в других регионах относятся с интересом и даже с удивлением, что в Биробиджане что-то делается на еврейскую тему.

– Виктория, вы также создавали призы для Международного фестиваля еврейской культуры и искусства, проводимого в области. Расскажите об этом.

– Официально с еврейским фестивалем я работаю с 2005 года. Но тогда только дипломы и баннеры разрабатывала, а не награду. А в 2007, 2009, 2011 и 2014 году я была автором приза Международного фестиваля еврейской культуры и искусства. В 2007 году это была стеклянная хамса с символикой фестиваля. Потом это были уже золотые музыкальные ключи – меноры. Они понравились организаторам. По пожеланию заказчика я стараюсь, чтобы на каждом фестивале они отличались, немного их модернизирую, сохраняя узнаваемый облик.

– А какие проекты вы предпочитаете больше других?

– Я люблю долгоиграющие проекты, потому что есть возможность совместить разные вещи. Впрочем, люблю и выставочные проекты. Мне нравится, когда заказчик может принести тебе какую-то интересную тему, контент или когда необходимо подготовить большой комплекс. Хотя с не меньшим удовольствием делаю магнитики, блокнотики – всякую «чепуху».

– На каких конкурсах представляете свои творения и насколько успешно?

– Я получала премию мэра Биробиджана в области изобразительного искусства за выставки в музее, за коллекцию батиков. Два года подряд участвую в конкурсе в Благовещенске – весной там проходит международный дизайнерский фестиваль «Арт Пространство».  Дважды занимала там третье место. В первый раз представляла в Благовещенске проект разработки нашего фестиваля еврейской культуры, который «забраковало» наше управление культуры. Там я заняла третье место в номинации «Графический дизайн». Это довольно неплохо, учитывая, что председателем фестиваля был президент российского Союза дизайнеров Юрий Назаров.

В 2014 году через Хабаровское отделение я вступила в Союз дизайнеров России – на сегодняшний день в ЕАО я единственная из местных дизайнеров состою в нем. Вступить в этот Союз непросто – оценивается портфолио. Так, в 2014 году надо было представить портфолио за десять лет. У меня оно получилось довольно объемным, еще и не все вошло. Как раз большую часть портфолио заняли еврейский блок, выставочный блок и блок по сувенирной продукции.

– Какой художественный, дизайнерский стиль или направление вам ближе?

– Развлекаться со стилями и направлениями в таком маленьком городе, в котором мы живем, – достаточно рискованное занятие. На сегодняшний день мне довольно того, что у меня есть свой почерк, собственный стиль, который, насколько я понимаю, узнаваем. Если человек – профессионал, то сможет выполнить работу в любом стиле и направлении.

В живописи мне ближе всего реализм, как принято говорить, с нотками импрессионизма. Мне нравятся сложные цвета. Что касается графического дизайна, я считаю, что все должно быть просто, чтобы не перегружать заказчика и потенциального зрителя цветом, информацией, наполняемостью. Чтобы человек посмотрел – и ему было приятно, чтобы он ни на что не отвлекался.

– Дизайнерское дело – прибыльное занятие?

– Не все измеряется деньгами. Работа с еврейской общиной, в частности, научила меня тому, что есть вещи, которые интересны с профессиональной точки зрения, а не дохода. А есть проекты, за которые даже за любые деньги не хочется браться, во-первых, заказчик с характером, во-вторых, проект неинтересный.

– Как вы оцениваете молодое поколение дизайнеров?

– Сейчас есть интересные ребята, которым просто не хватает опыта, знаний. Научатся, я надеюсь. Сама я готова поделиться своим опытом с молодежью. Приятно, когда рядом с тобой работают интересные люди, которые хотят учиться. Потому что по сути своей художник, тем более дизайнер, должен постоянно поддерживать свой профессионализм и тянуться к знаниям. Поэтому я, казалось бы, уже взрослая тетечка, постоянно читаю специальную литературу, просматриваю новинки. У молодежи с этим пока сложно. Этому нужно учить, это надо воспитывать. Благодаря тем учителям, которые у меня были, нас к этому приучили.

– Будете ли вы, как дизайнер, принимать участие в предстоящем Международном фестивале еврейской культуры и искусства?

– Конечно, хочется принять в нем участие, потому что есть нужный опыт, знания, желание выдать лучшее. Хочется, чтобы юбилей города и фестиваль были достойно представлены перед гостями. Если организаторы не захотят со мной работать, я, как владелец дизайн-студии, все равно буду что-то разрабатывать. Конечно, фестиваль еврейской культуры в наметках и эскизах уже есть, юбилей города тоже понемногу вырисовывается. Есть большое желание и интерес поучаствовать в них, потихонечку собираю материалы.

Кроме того, мне также хочется создать туристический логотип Биробиджана. Сегодня это модное направление, у многих городов такой логотип есть. Будет ли это использоваться на официальном уровне? Хорошо бы. Не будет – есть дизайн-студия, где можно его продвигать. Вот в чем плюс наличия собственного дизайнерского бизнеса – мне есть где реализовать свои задумки.

– А легко ли в нашем городе вести малый бизнес?

– Мелкий бизнес в маленьком городе – сложное занятие. Поэтому надо четко понимать, что великих денег ты здесь не заработаешь. Но если тебе интересно то, чем ты занимаешься, ты будешь работать. Та же сувенирная продукция, что ты делаешь, завязана на себестоимости каких-то заготовок, материалов. И ты сталкиваешься с тем, что и в любой сфере бизнеса и торговли – чем меньше партия заготовок, расходных материалов, тем она дороже стоит. Соответственно это выливается в стоимость готового товара. А у нас город маленький, есть сложившиеся цены. Так что у бизнеса в небольшом городе своя специфика.

– Насколько известно, вы также занимаетесь фотографией?

– Да, нас этому учили в училище все четыре года. Нашла деньги, купила хороший фотоаппарат и начала делать снимки. Так что на моей сувенирной продукции у меня нет чужих фотографий, я себе этого не позволяю. В основном снимаю виды Биробиджана. Действую методом проб и ошибок, поскольку не каждая фотография хорошо смотрится на том же магнитике.

– Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *