Чей символ над городом?

Чей символ над городом?

Ефима Вепринского

С желанием казачества установить над Биробиджаном большой крест согласны далеко не все жители столицы Еврейской автономии. Буквально на днях дошло до «радикальных» мер — установленный на сопке крест спилили неизвестные

С инициативой установить памятный крест казакам-первопроходцам выступило Средне-Амурское окружное каза-чье общество. Еще 6 мая, приурочив событие ко дню памяти святого великомученика Георгия Победоносца, они планировали установить в Биробиджане на сопке в районе «Дальсельмаша» большой памятный крест с надписью: «В честь казаков-первопроходцев, осваивавших территорию современной ЕАО до ее образования». Но воздвигнуть крест в срок не получилось — мешали неустойчивые погодные условия — то дожди, то ветер и холод. Как пояснил заместитель атамана Средне-Амурского окружного казачьего общества Константин Локтев, нужно было дождаться устойчивых солнечных дней, чтобы ненастье не мешало работе. Установить большой крест на вершине сопки — не шутка.

В минувшую пятницу крест все же был установлен. Большой, православный, деревянный. С досочками-«крышей» над перекладинами, должными по идее защищать деревянный символ от дождя. Такие вот кресты с «крышей» часто ставят на кладбищах на могилах. Нехорошие ассоциации, правда? Но атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Виктор Сизов поясняет, что форма креста является вполне канонической. Крест казаки умудрились завезти на сопку на грузовике, вкопали в скалу, укрепили основание валунами.

А в ночь с 26-го на 27-е мая (с воскресенья на понедельник, после празднования Дня города) пятиметровый крест из лиственницы спилили неизвестные. Как пояснил Виктор Сизов, казаки дежурили двое суток у креста после того, как им сообщили, что на сопке какие-то люди (опять-таки неизвестные) пытались раскидать тяжелые камни, которыми было укреплено основание креста, и сбить его ногами.

 — Еще вечером в воскресенье я видел этот крест на сопке, — пояснил атаман. — А утром он исчез из поля зрения. Когда я поднялся наверх, то увидел, что спиленный крест валяется на склоне…

Руководство казачьего общества намерено обратиться с заявлением в полицию. Возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм». По предварительным данным полиции, в МОВД «Биробиджанский» в час ночи поступил звонок, звонивший сообщил, что крест на сопке спилен. Прибывшие полицейские задержали недалеко от места преступления двух подозреваемых, мужчину и женщину. Но свою причастность к акту вандализма они отрицают. Сейчас ведется следствие, проводится экспертиза. Казаки намерены крест восстановить, а затем заменить деревянный символ на металлический, чтобы пилой с ним уже не справились…

Между тем казачья инициатива по поводу установки креста, освещенная в областных СМИ и активно обсуждаемая, в том числе и в Интернете, вызвала множество споров. Мнения по поводу установки креста над Биробиджаном там были в подавляющем большинстве отрицательные. Главный вопрос: зачем, для чего? Практически никто из биробиджанцев не считает свою родину казачьим городом. О службе, работе, боевых действиях казаков здесь в былые времена нет никакой информации. Не в пример селам Ленинское (бывшее Михайло-Семёновское) и Екатерино-Никольское — исторически именно они раньше были казачьими станицами. Там установка каких-то памятных объектов оправдана, там они и есть — и памятники, и кресты. И всё это в 200-300 км от Биробиджана, являющегося официально почти 80 лет столицей Еврейской автономной области.

Народ сразу усмотрел в том, появись на сопке ДСМ крест, горьковатый сарказм: это будет окончательный «крест» на практически сейчас неработающем, разваливающемся заводе «Дальсельмаш». Такие нехорошие ассоциации имеют место прочно и надолго оседать в умах людей. Зачем это усугублять? Биробиджан не настолько религиозный и исторически не православный город (первый храм святителя Николая построен во второй половине 90-х годов), чтобы появление креста над ним все воспринимали положительно и исключительно с одобрением. Кому-то все равно, а кому-то и неприятно будет видеть из окон своих домов православный крест, который, как задумало казачество, будет виден даже из других микрорайонов Биробиджана и фактически стоять на западном въезде в город по федеральной трассе.

 — Биробиджан — город пестро населенный и многоконфессиональный. Помимо православия, у нас есть и представители мусульманства, и люди, исповедующие иудейскую веру, и множество протестантских течений, — говорит руководитель биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» Рахмиль Ледер. — Это всегда воспринималось нашими земляками нормально, все жили в мире. Никогда между представителями разных конфессий не было конфликтов, потому что никто себя не выпячивал, не ставил выше других. Честно говоря, мы были удивлены инициативой областного казачества установить такой православный символ высоко над городом. По нашему мнению, он бы нисколько не подтверждал исторические события, связанные с казачеством, потому что их в Биробиджане и не было. Да, казаки осваивали территорию ЕАО, которая тогда еще Еврейской автономной областью не была. Но не здесь, а совсем в других местах, за десятки и сотни километров отсюда. Так что перво-наперво присутствие такого символа над городом отложилось бы в умах и памяти горожан не как дань памяти казачеству прошлых лет, а именно как религиозный образ. Если так посудить — это дало бы моральное право представителям других конфессий тоже устанавливать свои символы где захочется — например, иудейские меноры или звезды Давида, или мусульманские полумесяцы. Я не думаю, что это горожанам действительно нужно, что это объединит их.

Тут стоит подумать еще и вот над чем: если на сопке ДСМ появится крест, это может породить неверное мнение о городе для его гостей, а также проезжающих через него. Люди будут видеть этот символ, сразу понимая, что он — религиозный. Вряд ли многие из них полезут на сопку по её скалистым склонам читать разъяснительную надпись. И станут удивляться: приехали мы в Еврейскую автономную или православную область?

Не стоит забывать и о том, что буквально под этой сопкой (а, следовательно, теперь под православным крестом) находится протестантская церковь. Но она обозначила своё присутствие лишь надписью над фасадом, не устанавливая никаких религиозных символов на центральной улице города. А ещё множество людей в областном центре и всей области являются в принципе неверующими или убеждёнными атеистами. Но они такие же жители города, такие же граждане с ничуть не меньшими правами на самовыражение и на собственное комфортное пространство там, где они живут.

В общем, мнение по поводу появления православного креста, доминирующего над Биробиджаном, сложилось очень неоднозначное. Что, вероятно, и привело к столь демонстративному акту на сопке ДСМ… Как верно отметил сам Виктор Сизов — позору на всю Россию. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *