Человек будущего

Человек будущего

Олега Черномаза

Корреспондент «БШ» беседует с Валентиной Прилепко о патриотическом воспитании современной молодежи

12 декабря Россия отметила День Конституции. После праздничных мероприятий главный специалист-эксперт комитета образования ЕАО Валентина Прилепко рассказала о патриотическом воспитании современной молодежи.

— Валентина Сергеевна, ни для кого не секрет, что о патриотическом воспитании в девяностые годы, кажется, благополучно забыли. А что сейчас?

— Задача гражданско-патриотического воспитания молодежи сейчас одна из приоритетных. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит социальные роли гражданина и патриота. Нужно, чтобы молодежь была не только образованной и конкурентоспособной, большое значение имеет и то, каким будет мировоззрение, гражданская позиция молодых людей. Сегодня существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Содержание и основные пути развития патриотического воспитания детей определены именно в ней, акцент делается на работу в образовательных учреждениях, на взаимодействие школы, семьи и общества.

— Что вы считаете самым важным в этом процессе?

— Одно из основных направлений — это собственно система учебных занятий. Уроки истории, обществознания и литературы всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Очевидны здесь и значительные возможности предметов национально-регионального компонента: истории и литературы ЕАО. Эти предметы позволяют воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.

— Но также важна и внеучебная работа?

— Да, конечно, занятость ребят в кружках, объединениях и клубах — это отдельный пласт работы. Сюда входят разные виды трудовой, спортивной и общественно-полезной деятельности. Это также туристско-краеведческая работа, поисковые экспедиции, которые проводят школьники. Большое внимание уделяется празднованию историко-юбилейных дат, поддерживаются связи с воинскими частями, организуются встречи с ветеранами. В каждом из этих направлений реализуются как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию патриотизма у разных категорий учащихся.

— Расскажите о конкретных мероприятиях, которые проводятся в области.

— Совместно с департаментом по связям с общественностью и СМИ аппарата губернатора ЕАО проводится областной конкурс образовательных учреждений на лучшую постановку патриотической работы. Педагоги школ принимали участие во Всероссийском конкурсе методических пособий  «Растим патриотов России».  В мае прошлого года комитетом образования совместно с областным Советом ветеранов был организован областной слет поисковых отрядов «Продолжим Книгу Памяти». Важной составляющей системы стала областная поисковая экспедиция «Дети войны в судьбе ЕАО», цель которой — сбор материалов о судьбах уроженцев области, чье детство проходило в годы Великой Отечественной войны. Наши школьники оказывают помощь  ветеранам, уделяя особое внимание одиноким фронтовикам. Также ребята собираются в клубе «Юный патриот», шефствуют над воинскими захоронениями, участвуют во Всероссийских акциях по уходу за памятниками и обелисками накануне Дня памяти и скорби.

— Какие еще направления работы занимают значимое место?

— Мероприятия по противодействию экстремизму, воспитанию толерантности в молодёжной среде. Наиболее важными из них признаны Всероссийская акция «Вахта Памяти», празднование Дня России,  Всероссийская акция «Мы — граждане России», в ходе которой вручают паспорта молодым людям. Воспитательную цель преследуют и мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства — герба, флага и гимна. Во всех образовательных учреждениях области есть уголки с изображением национальных символов России. В школах автономии работает двадцать один музей, девятнадцать объединений военно-патриотической направленности. Более двух тысяч школьников привлечены к участию в их деятельности.

— Программа патриотического воспитания начала действовать в этом году. Можно ли уже говорить о том, какие достигнуты результаты?

— Результатом работы прежде всего является то, что патриотизм у детей проявляется в конкретных действиях: это активное участие в социально значимых мероприятиях, снижение роста правонарушений несовершеннолетними, увеличение числа учащихся, проявивших успехи в творческой, спортивной, краеведческой, общественной деятельности. Также хотелось бы отметить положительный опыт духовно-нравственного воспитания школьников в течение двух лет в рамках апробации на территории области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По итогам мониторинга положительное значение введения этого курса педагоги и родители видят в формировании патриотизма и гражданской солидарности, нравственности и уважительного отношения к старшим, духовном и культурном развитии детей.

— Какие задачи вы ставите сейчас? Над чем еще предстоит работать?

— Проведенное нами анкетирование показывает, что в общем школьникам присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить. Но, конечно, требуется продолжать работу в системе и повышать квалификацию организаторов  патриотического воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *