Человек музыкальной национальности

Человек музыкальной национальности

Олега Черномаза

Творческий вечер Светланы Незнамовой, который прошел в минувшую пятницу, стал прологом юбилейного концерта Биробиджанского народного ансамбля скрипачей

Кто о чём, а мы — о празднике 

Многие гости вечера решили, что у Светланы Николаевны какая-то круглая дата. Но женщин принято поздравлять с днём рождения, не вспоминая о возрасте. Поэтому автор этих строк тоже оказался в числе тех, кто решил отметить… 16-летие Светланы Незнамовой. 16 лет назад  она приняла руководство народным ансамблем скрипачей. 

В ходе музыкального вечера всплыла другая дата — 50-летие этого ансамбля! Но память и соседи по «зрительским местам» (если уместно так назвать дружеские столики в клубе «У фонаря» театра кукол «Кудесник») подсказали, что и тут у меня промашка — Биробиджанский ансамбль скрипачей был образован 23 февраля — в день Советской Армии и Военно-морского флота! Влияние поклонников скрипичной музыки этого самого «мужского» праздника, похоже, ограничилось длительным «мужским» руководством творческим коллективом. Полвека назад его основал Абрам Гершков, затем коллектив принял Семён Гройсман, два года его 92возглавлял Михаил Червиц и вот уже шестнадцать лет — Светлана Незнамова — ученица Гройсмана. Вся эта цепочка совпадений и соседств привела к тому, что фактически творческий вечер Светланы Николаевны плавно превратился в генеральную репетицию юбилейного концерта ансамбля скрипачей, на который обещал приехать из Земли обетованной сам Семён Наумович! Это ли не повод для праздника в Биробиджане?

Счастливый случай 

— Настоящего доктора всюду узнают и без белого халата, настоящего музыканта видно и без инструмента в руках, — говорит ведущая вечера Татьяна Горловская. 

Музыку Светы Самойленко было слышно давно издалека — шестилетняя девочка ходила по улице с братиком Вовой, вместе громко распевая весеннюю песенку: «Ой, вода! Ой, вода! Нету снега, нету льда», выученную в детском саду. Соседи улыбались и одаривали малышей конфетами. А папа учил детей песням своей родины — Украины. 

Когда дети подросли, мама-учительница решила «определить» их учиться «настоящей» музыке и всерьёз — отправила в музыкальную школу. Как поведала сама Светлана Николаевна, её поступление в ДМШ тогда в некотором роде предопределил недобор учеников в школу. Вову тоже приняли, но преподаватели распределили брата и сестру в разные классы. Очевидно, ориентируясь лишь на разницу в возрасте. А Вова упрямо заявил: «Без Светки ходить не буду!» И не стал. Кто бы мог подумать тогда, что девочка, принятая в класс скрипки по причине недобора учеников, однажды станет руководителем ансамбля скрипачей?! Ох, чует сердце, зря и Вова тогда не пошёл учиться музыке. 

«Строгий и восхищённый»

Первым учителем скрипки для Светланы стал Семён Гройсман. Хотя учеников у Семёна Наумовича было множество и разного возраста, каждому из ребят казалось, что учитель именно ему уделяет особое внимание. Вот умел человек работать с детьми. И не только с детьми.

«Гройсман был строгим учителем, который занимался с нами восхищённо!» — дала своему первому музыкальному наставнику своеобразную характеристику Светлана Николаевна. 

Но всё-таки что-то особенное он в девочке заметил и иногда поручал ей проводить уроки. А потом, после того как Светлана окончила музыкальное училище, сам же привёл её в свой ансамбль скрипачей. 

«Представляете, меня ведь после училища звали уехать в другой город — в Советскую Гавань, замуж звали! А я: «Хочу домой, в Биробиджан. Там вокруг НАШЕ всё!» — вспоминает наша героиня. 

Подруги пальцем у виска крутили: замуж и в Биробиджан — это ж какая разница?! Но Светлана сделал свой выбор и  жалеть о нём не пришлось. Всё решили окружающие её в Биробиджане люди:  какие люди вокруг тебя — так и сложится твоя жизнь. А замуж и в родных краях вышла, стала Светланой Незнамовой, двух дочек родила…

Хлеб педагога-музработника нелёгок. Однажды у Светланы Николаевны набрался класс из 18 человек. Это очень много — на скрипке учат играть индивидуально. Этого всему классу на интерактивной доске и с помощью компьютерных технологий не объяснишь, тестом по ЕГЭ не сдашь. Всё было и будет, только как в глубокую старину — руку ученику ставишь лично и непосредственно, а там он уже или умеет играть, или нет. На сумме баллов не выедешь. 

Бывший директор детской музыкальной школы Инна Шнайдерман рассказала: 

— Был период, когда у нас в школе не было штатного преподавателя по классу скрипки. А терять этот инструмент не хотелось — какая биробиджанская музыка без скрипки? Светлана Незнамова никогда не отказывала нам в помощи, скрипка в школе звучала. Сейчас в этом зале сидят её ученицы, у которых была такая светлая «классная мамочка».

Учила Светлана Николаевна девчат музыке и в Биробиджанском педагогическом училище, куда её перетянула подруга. Там сама выучилась игре на фортепиано — её с детства привлекал этот с богатейшим звучанием инструмент. Но скрипку Светлана не оставляла, продолжала играть в ансамбле под руководством Гройсмана. И когда бывало пасмурно, неспокойно на душе, находила утешение в той же своей скрипочке:

Скрипка совсем 
Не умеет скрипеть.
Скрипка умеет 
Причудливо петь…
Святая к музыке любовь

Святая к музыке любовь

«Я по сей день в затруднительных ситуациях думаю: как бы здесь поступил Семён Наумович?» — откровенничает Светлана Николаевна. Но ценит она и создателя народного ансамбля скрипачей — Абрама Гершкова. Ведь это он собрал биробиджанских музыкантов в один творческий коллектив, и так удачно, что коллектив не распался даже в самые трудные годы, когда музыкой в маленьком городе просто было не прокормиться, когда многие земляки — и музыканты, и постоянные слушатели, ценители их игры — начали разъезжаться по разным странам. Было кому продолжить, привлечь и научить молодёжь.

«Спасибо, что вы сохранили ансамбль, который создал мой дед, который для многих здесь не просто часть жизни — часть их семьи», — говорила внучка Абрама Гершкова Светлана Кулешова

А ещё исполняемая этим ансамблем музыка объединяет народы в одну семью. Вот хотя бы репертуар биробиджанских скрипачей в тот вечер: песня из репертуара Демиса Руссоса «Прощай, любовь, прощай», еврейская мелодия в обработке Леонида Сонца «Адон Олам», танго Карлоса Гарделя «Пор уна кавеза», украинская  народная песня «Цвiте терен», «Мелодия» Глюка и «Ба мир бисту шейн»… Вот оно НАШЕ всё! Тот, кто на ЭТОМ вырос, тот, кто ВСЁ это любит, он и есть настоящий биробиджанец, «человек музыкальной национальности», как метко определил художник Владислав Цап, вручая «шестнадцатилетнему» руководителю ансамбля в подарок свою картину скрипача-клейзмера.

И ещё примечательная фраза из «зрительских рядов»:

— По приезде на Дальний Восток сначала я познакомилась с музыкой Биробиджана. И по сей день для меня Дальний Восток и еврейская музыка неразделимы. Так уж получилось…

Живые раритеты

— А у моей сестры до сих пор дома хранится скрипочка, подаренная ей в школе Семёном Гройсманом, — вдруг, очень волнуясь, произнесла одна из слушательниц.

Эти слова заставили буквально всех всколыхнуться, посыпались вопросы: «А она на ней играет?», «Сколько ж лет этой скрипке?», «Принесите её к нам — посмотреть бы глазком!»… 

Это было не простое любопытство. Это было и глубочайшее уважение большинства присутствующих к Учителю и Музыканту, которого они давно не видели, к той доброй среде, которую он создал в своём творческом коллективе и которую бережно хранят нынешние музыканты. 

А стоявшая в стороночке во время этого всплеска эмоций Татьяна Горловская вдруг негромко и задумчиво произнесла: 

— Вы знаете, может быть, однажды у вас в руках окажутся скрипки, своим звучанием равные скрипкам Страдивари и Амати. Дай Бог вам такого счастья! Но ваши скромные скрипочки станут тогда для нас — биробиджанцев — ещё более ценными, и их сохранит наш скромный краеведческий музей.

А ведь как она права!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *