Человек с «железным оленем»

Человек  с «железным оленем»

Фото из открытых источников

При жизни Глеба Травина называли великим путешественником.

Где пешком, где на велосипеде он преодолел по периметру Советский Союз, включая побережье Арктики. В начале декабря 1928 года он пересек будущую территорию Еврейской автономной области от станции Покровка до села Пашково, заехав по пути на курорт «Кульдур».

В 1967 году, тогда я работал корреспондентом облученской районной газеты «Искра Хингана», в нашу редакцию пришло письмо из Петропавловска-Камчатского. Журналисты областной газеты «Камчатская правда» обратились с просьбой найти хоть какие-нибудь сведения о пребывании в наших местах Глеба Травина и рассказать вкратце о тогдашней социальной и культурной жизни автономии и пошире – о кульдурской здравнице. Она уже в 60-х годах являлась здравницей всесоюзного значения, активно расстраивалась. Редактор «Искры Хингана» М.Дулин отправил меня в командировку в Кульдур, где мне доводилось бывать несколько раз и раньше. Не рассчитывал особо на успех встретить кого-нибудь из очевидцев пребывания здесь Травина, такие все-таки нашлись, хотя с тех пор и прошло полных сорок лет. Ими оказались две пожилые женщины, которые были в числе кульдурцев, пришедших на вечер встречи с Травиным в клуб здравницы, где он рассказывал о своей жизни и путешествиях. Им запомнился этот атлетического сложения парень с необычными для того времени длинными, почти до плеч, густыми волосами. Его долго не отпускали со сцены, задавая все новые и новые вопросы…

Все, что мне удалось тогда узнать о путешественнике, я описал в небольшом очерке и отправил его камчатским коллегам-журналистам. Они готовили к изданию в 1968 году книгу о Глебе Леонтьевиче в связи с предстоящим 40-летием начала его уникального путешествия, какого не было еще в истории не только СССР, но и других стран.

Велосипед – друг и верный телохранитель

Несколько слов о маршруте Травина через территорию будущей ЕАО. Вернувшись из Кульдура в Биракан, он двинулся к Сутарскому хребту, где проходил участок Амурского колесного тракта, который можно было преодолевать на велосипеде. Добравшись до Пашково, путешественник двинулся к Благовещенску. Из всего имущества у Травина были с собой только большой охотничий нож, компас, ружье и чемоданчик с запчастями и инструментами. Он питался в пути в основном сырой рыбой, ловя ее на загнутые велосипедные спицы вместо крючков. Травин закутывался на ночевках в шкуры добытых зверей, чинил ими свою одежду, дважды в день обтирался снегом в 30-градусный мороз, строил ночлеги из снега. И ехал, ехал, шел по восемь часов каждый день. Свой велосипед американского производства он считал своим телохранителем: яркая окраска, блестящие спицы и свет масляного фонаря отпугивали диких зверей. Треснувший в дороге руль заменил стволом старой норвежской винтовки, который подарил ему якутский шаман…

Впереди была Арктика

Эти подробности описаны в книге писателя А.Харитановского «Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге», которая была издана и выдержала несколько переизданий. В ней говорится, что старт трехгодичного путешествия был взят осенью 1928 года из поселка Усть-Камчатского. Через 600 километров общего маршрута достиг Петропавловска-Камчатского. Добравшись пароходом до Владивостока, Глеб Леонтьевич на велосипеде преодолел Приморье и Приамурье, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную часть России.

Оставив позади сорок пять тысяч километров вдоль сухопутных границ СССР, путешественник решил не останавливаться и отправился покорять Арктику. Его путь лежал вдоль Северного Ледовитого океана, начиная от Кольского полуострова и вплоть до мыса Дежнева на Чукотке. Травин передвигался на велосипеде и охотничьих лыжах через Мурманск, Архангельск, острова Диксон и Вайгач, селения Уэлен, Русское Устье, Хатангу и другие населенные пункты к финальной цели своего умопомрачительного похода – обратно на Камчатку. Люди называли его чудаком и самоубийцей.

Сам себе хирург

Якуты, ненцы, чукчи и другие северные народы, которые никогда до этого не видели велосипеда, называли верное транспортное средство Глеба Леонтьевича «железным оленем». Никто из жителей городов, деревень, охотничьих и рыбацких поселков не верил, что он доберется до цели живым. Их можно было понять – часто до ближайшего селения были долгие месяцы пути, но Глеб Леонтьевич упрямо двигался вперед. Он проваливался в полыньи, отстреливался от хищников, ловил руками песцов, но назло скептикам и здравому смыслу не терял веры в свои силы. Это была поистине нечеловеческая воля.

Подтверждением этому может служить всего лишь один эпизод. Промочив в полынье ноги, Травин отморозил на них большие пальцы. В его воспоминаниях это событие описано так.

«Я возвращался по льду вдоль западного побережья Новой Земли. Весь день дул ураганный ветер. Его порывы сбрасывали меня с велосипеда и волокли по льду…».

На его счастье, он набрел на небольшое стойбище. Аборигены завели его в чум и глядели на него настороженными глазами. Травин разулся, попросил у одного из стариков бинт, накалил над очагом нож, чтобы он стал стерильным и сам ампутировал обмороженные пальцы, обработал глицерином раны. Им он заливал камеры велосипеда, чтобы они лучше удерживали воздух на морозе. Через несколько недель, когда раны мало-мальски поджили, путешественник вновь отправился в путь…

«Каждый день я держал экзамен…»

В чем находил Травин смысл и радость своего путешествия? В упомянутой книге Харитановского Глеб Леонтьевич на этот вопрос отвечал следующим образом. «Прежде всего в самом движении к намеченной цели каждый день я держал экзамен. Выдержал – остался жить. Провал означал смерть. Как бы ни было мне тяжело, настраивал себя на то, что самое трудное еще впереди. Преодолев опасность, я испытывал огромную радость от сознания, что стал еще на шаг ближе к цели…».

По примеру голландца Грута

Родился путешественник на Псковщине в семье лесника. Отец научил его опыту выживания – находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков прибывает голландский велосипедист Грут, объехавший всю Европу. Травин, которому тогда исполнился 21 год, задумывает совершить более длительное и более тяжелое по условиям путешествие. «Голландец может, — подумал он, — а я разве не могу».

На подготовку к велопереходу ушло пять лет. За это время Травин проехал тысячи километров по псковской земле, изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело. Слесарное дело изучал во время службы в армии. После ее окончания отправился на Камчатку, где продолжил тренировки на армейском складном велосипеде.

После возвращения в 1930 году из длительного путешествия Травин женился; имел пять детей: трех дочек и двух сыновей. Тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал сам заниматься спортом и вовлекал в спорт молодежь. В годы Великой Отечественной войны работал преподавателем военного дела в Камчатском моррыбтехникуме.  В 1962 году вернулся в Псков.

Путешествию Травина посвящен очерк В.Итина «Земля стала своей», опубликованный в журнале «Сибирские огни» и книге «Выход к морю» в 1935 году, а в 1981 году режиссер Центрнаучфильма  В.Крючкин снял документальный фильм о Травине.

В честь арктического велоперехода Глеба Леонтьевича в июле 1931 года комсомольцы Чукотки установили памятный знак на мысе Дежнева. Не забыли Глеба Травина не только на родине, но и за рубежом. Его именем названы клубы путешественников во Львове, в Петропавловске-Камчатском, а также в городах Гера и Берлин.

Велосипед, винчестер, компас, документы и фотоматериалы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.

Как-то Глеб Леонтьевич сказал, что его любимыми героями являются Фауст, Одиссей и Дон-Кихот. Фауст пленил его своей ненасытной жаждой познания. Одиссей выдерживал удары судьбы, а у Дон-Кихота была возвышенная идея бескорыстного служения красоте и справедливости. Все трое давали ему силы в трудные минуты.

Жизнь великого путешественника прервалась в 1979 году в возрасте семидесяти семи лет.


Подготовил Виктор Горелов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *