Читатель с президентскими возможностями

Читатель с президентскими возможностями

Анатолия Клименкова

В базовом вузе ЕАО открылся так называемый удалённый читальный зал Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

О том, что полезного биробиджанцы могут найти в ресурсах Президентской библиотеки, наш корреспондент расспросила директора  библиотеки  ПГУ им. Шолом-Алехема Юрия Лозовского.

— Юрий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, что это за читальный зал и почему его открыли именно при вузе, а не, скажем, при областной научной библиотеке? 

— При научной библиотеке открыт филиал Президентской библиотеки. Сама она предпочитает работать прежде всего с региональными библиотечными центрами, то есть с областной библиотекой, краевой и т. д. Цель Президентской библиотеки — накопить ресурсы в электронной форме, причём ресурсы не абы какие, а копии важнейших документов. Например из истории России, копии редких книг, других изданий, карт и т. д. Естественно, всё это есть и должно быть прежде всего в таких библиотеках, как наша областная «научка». 

Любая библиотека, с которой сотрудничает Президентская, наращивает её ресурсы. На базе региональных библиотек создаются филиалы, где начинается работа по сохранению и переводу в электронный формат редких книг, изданий и документов. Президентская библиотека старается во всём помогать своим филиалам с техническим обеспечением проекта. 

Но кроме филиала, есть ещё одна форма существования библиотеки — это удалённый электронный читальный зал. Таким залом является наш вуз. Вообще удалённые электронные залы Президентская библиотека предпочитает создавать именно на базе каких-то некрупных библиотек и вузов. Ведь студентам, аспирантам и их преподавателям и научным руководителям в первую очередь необходимы все те вещи, которыми так богата Президентская библиотека. То есть электронный читальный зал — это особая форма работы с читателем, а филиал — это прежде всего работа с фондами и переводом их в электронный формат. 

— Чем это привлекательно для самой Президентской библиотеки?

— Через электронные читальные залы привлекается большое  число новых читателей. Не секрет, что традиционный, бумажный, вариант книги не совсем удобен по ряду причин. Скажем, народ уже привык читать книги в Интернете, там проще и быстрей найти рабочую информацию. И потом сами знаете, сколько стоит хорошее издание бумажной книги в магазине, а в Интернете его же можно скачать бесплатно. 

Возможно, форма удаленного читального зала не сразу привлечёт своих читателей, но со временем будет оценена. Здесь для того, чтобы позаниматься, что-то посмотреть, нужно прийти, зарегистрироваться, но  доступ будет бесплатным. Важно, что здесь нет информационного «мусора», информация проверена, фактически вы всегда работаете с подлинниками, с авторитетными источниками. 

— Но это доступно только для студентов и работников вуза?

— На сайт Президентской библиотеки может попасть любой, посмотреть какие-то примеры или новости; но вот начать пользоваться ресурсами можно только с определенной машины. У нас в вузе есть машины, которые подключены к этой библиотеке.

Зарегистрироваться можно только в читальном зале библиотеки, в 202-й аудитории главного корпуса ПГУ. Работает она, как обычная электронная библиотека. Наш сотрудник помогает пользователям зарегистрироваться, выдаёт ему логин и пароль, под которыми пользователь в дальнейшем  будет заходить в библиотеку с наших машин.

— Долго в вузе готовили открытие электронного читального зала? 

— Работы по заключению соглашения начались ещё в январе, а открыли читальный зал мы только в июне — были некоторые технические сложности. Например, для того чтобы подключить удалённый электронный зал, машины (компьютеры) должны обладать определёнными характеристиками. Немощные машины просто не «потянут» то содержание, которое имеет библиотека. Но наш вуз на самом деле очень быстро закупил все необходимые машины. 

Проблема была в другом. Подключение к библиотеке происходит через специальное устройство, которое называется рутокин. Его изготовление заняло много времени: работа завершилась в конце апреля. Подключить читальный зал мы смогли в июне, потому что не только мы хотим пользоваться ресурсами библиотеки. Мы стояли в очереди. 

—  А студенты знают об этом читальном зале?

— По той причине, что работа читального зала началась уже летом, мы, к сожалению, не успели опробовать его работу на студентах. Ведь июнь — это время, когда они либо уже  закончили сессию, либо она завершается, все дипломы и курсовые написаны. А преподаватели постепенно ушли в отпуска. Апробацию читального зала проводили только сами сотрудники библиотеки, некоторые преподаватели и студенты. Я думаю, что крупномасштабное апробирование работы читального зала пройдёт уже к началу нового учебного года. Конечно, студенты о новом ресурсе знают. Мы разместили эту информацию на сайте библиотеки, вуза, и надо сказать, что оттуда эта информация попала в областные СМИ. То есть о существовании читального зала Президентской библиотеки уже многие знают, но, понятное дело, не все туда побежали.

— Как быстро растёт объём фонда библиотеки?

— Растёт не по дням, а по часам. Обычные библиотеки испытывают проблемы с деньгами на закупку книг. В любом случае, есть определённая лимитированная сумма, которую может запросить библиотека. В электронной библиотеке такого ограничения нет.

Президентская библиотека занимается тем, что аккумулирует в себе ресурсы разных библиотек, прежде всего различных регионов. И, конечно, наполняемость фонда напрямую зависит от того, как будут работать её  филиалы, какие там будут обеспечены условия для работы, какие там есть материалы. Не в каждой библиотеке есть именно те материалы, которые интересуют руководство Президентской библиотеки. К тому же не всякую книжку можно без проблем отсканировать. Есть очень ценные издания, дорогие, сканирование которых занимает значительное количество времени. Но всё равно со временем библиотека станет ещё масштабней.

Уже на сегодняшний момент, по данным сайта, электронный фонд Президентской библиотеки составляет около 250 тысяч файлов. Это на самом деле большой объём для библиотеки, которую открыли совсем недавно, в 2007 году. И это при том, что свою работу она начала фактически в 2009 году. То есть за четыре года накоплено такое количество документов! А ведь филиалы открываются не каждый день, идёт огромная подготовительная работа…

— Какие материалы содержатся в этом читальном зале? Как вы думаете, кому они могут больше пригодиться: филологу, историку, географу?..

— Все материалы в читальном зале в основном классифицируются по четырём темам: это история, география, язык, страны и народ. Если говорить о современных научных исследованиях, то это большое раздолье прежде всего для историков, географов, для специалистов в области языка. Хотя опять-таки что-то могут для себя найти в библиотеке и представители других специальностей и направлений. Там есть, например, классические издания, труды для математиков, физиков и т. д.

—  Материалами читального зала могут пользоваться только студенты и преподаватели? Может ли  прийти и зарегистрироваться какой-нибудь человек со стороны?

— Несмотря на то что наша библиотека является вузовской, она должна обслуживать всех. Есть такой приказ или постановление министерства, где написано, что вузовская библиотека не должна зацикливаться только на студентах и преподавателях, но должна обслуживать ещё и читателей со стороны. Приходит, например, к нам человек, говорит, что хочет почитать книжку. Мы даём ему такую возможность, но только в читальном зале, выдавать книгу на дом ему никто не будет. Что касается наших электронных ресурсов, в том числе и фонда Президентской библиотеки, то они прежде всего нацелены на сотрудников и студентов вуза, потому что на это выделяются деньги вуза. 

— Насколько удобно вузу иметь при себе такой читальный зал?

— У исследователей не всегда есть возможность куда-нибудь поехать. Вот, допустим, я пишу какую-нибудь работу про сибирские диалекты. Вдруг мне понадобились документы, но у меня нет возможности проехаться по библиотекам Сибири. А здесь я могу выйти в фонд библиотеки и посмотреть всё необходимое. В этом, наверное, и заключается главная изюминка библиотеки, что не всё собрано в одном месте (как, например, в Российской государственной библиотеке), а из разных центров поступает информация в единый общий центр. Так я, находясь в Биробиджане, могу посмотреть документы, которые находятся в библиотеках Калининграда, Владикавказа, ещё каких-то городов. Это очень удобно.

— А если у нас в вузе есть читальный зал, такой же зал наверняка должен быть и в  нашей областной научной библиотеке?

— Думаю, есть, они же не только занимаются пополнением фонда, но и обязаны открыть такой же удалённый доступ. Я не уверен, подключены они или нет, но то, что они стали филиалом гораздо раньше, чем у нас появился удаленный электронный зал, это      100 %.

Беседовала Евгения МАРКЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *