Что Б-гу до наших шнурков?

Что Б-гу  до наших шнурков? - Халица – ботинок

httpic.pics.livejournal.com

Халица – ботинок

«Человек должен продать крышу своего дома, чтобы купить себе обувь» – так утверждает Талмуд.

«Ботинком для души» описывают наше тело каббалисты. Мудрец Рабби Акива учил своего сына Иешуа никогда не ходить босиком. Обувь всегда была очень важна для евреев. Считается, что точно так же, как ботинок защищает ногу от грязи, наша душа нуждается в защите на протяжении ее земной жизни

 

Встречают по обувке

 

Через обувь, традиции ее ношения, обычаи и способы ее изготовления можно проследить и историю еврейской народности. В былые времена по ней можно было легко определить, к какому социальному слою принадлежит данный представитель еврейского народа. На протяжении всей истории сыны Израилевы носили обувь из дерева, кожи, ткани, шерсти и даже тростника.

На раннем этапе развития главным признаком, объединявшим всю обувь, являлось то, что вся она была нешитой. Это были сандалии, в которых кожаная или деревянная подошва захватывалась веревками либо ремешками, которые обертывались вокруг стопы, а потом завязывались на голени. Это могла быть обувь, сплетенная из лыка, веревок или ремешков, а также изготовленные из дерева сабо, которые из-за достаточной дорогивизны могли позволить себе не все.

В библейский период в Израиле появилась шитая обувь, названная наалаим. Изготавливалась она из кожи. При помощи ремней либо шнурков эти башмаки крепились к ноге в районе голени. В качестве материала под наалаим служила специально выделанная кожа крупного рогатого скота. Талмудическая эпоха – эпоха сандалий, как кожаных, так и деревянных. Башмаки присутствовали в гардеробе зажиточных евреев, но популярность сандалий была гораздо выше. Сандалии бедняков были совсем простыми, тогда как обувь богачей была изукрашена драгоценными камнями и золотыми шнурами.

 

С правой или с левой?

 

В соответствии с Еврейским законом (Шульхан Арух) начинать обуваться человек должен с правой ноги, а завязывать шнурки – с левой, с левой же следует и снимать обувь. Этот закон основан на убеждении в том, что правая сторона тела человека играет более важную роль, нежели левая. Следовательно, и обувать ее следует раньше левой. Шнурки же мы начинаем завязывать с левой ноги потому, что тфиллин повязываем на левую руку. Поскольку процесс шнурования обуви похож на повязывание тфиллина, левши, которые повязывают его на правую руку, в первую очередь шнуруют обувь на правой ноге.

Такие правила на первый взгляд могут показаться обременительными и бессмысленными. Но тому, кто привык делать все это в упомянутом порядке, это совсем нетяжело – в любом случае мы делаем это в том или ином порядке (обычно человек не надевает и не зашнуровывает оба ботинка одновременно). Если привыкнуть делать все это в определенном порядке, все получается автоматически.

Кроме того, считается, что каждый раз, совершая эти действия в предписанном порядке, человек получает великую награду, а большое число заповедей дает возможность каждому еврею заслужить большую награду Вс-вышнего. Даже люди, по видимости «пустые», не наполненные заповедями, все же «полны заповедей», поскольку они «окружают нас», их выполнение возможно на каждом шагу.

 

В сапогах через тернии

 

Рабби Акива говорит сыну: «Приучи себя к обуви. Не ходи босиком». Рашбам говорит: «Это унизительно для мудреца ходить босиком».

Почему же еврейские мудрецы считали столь серьезным и важным вопрос ношения обуви? Человек может ходить босиком только в чистых местах. А если учесть, что предназначение еврея ходить там, где тернии и чертополох, где гвозди на полу, грязь и слизь, и в этих местах распространять иудаизм, довести до живущих там слово Б-жие, становится понятно, что евреи не могут позволить себе такое удовольствие – ходить босиком. Только в таких священных местах, как, например, Храм, нечего было бояться – там можно было ходить босиком. Но в изгнании нужно обувать туфли, а иногда даже очень высокие сапоги, чтобы побывать в самых отдаленных местах и донести туда слово Вс-вышнего.

 

Босой –  значит скорбящий

 

Ходить босиком считалось неприличным, но в определенные моменты было запрещено носить обувь. Так, при входе в Иерусалимский Храм, во избежание внесения нечистоты, всем следовало разуться, и священники вели службу босиком. В Талмудическую эпоху следовало разуваться при вступлении на Храмовую гору. Босиком или в особой обуви ходили те, на кого был наложен херем – отлучение. Ученому, знатоку Талмуда воспрещалось ходить в заплатанной обуви. В качестве знака уважения к пришедшим в дом гостям хозяева снимали обувь, а среди хасидов поныне существует традиция снимать ее, приходя на могилу праведных людей.

Большое внимание в еврейской традиции уделяется натуральной  кожаной обуви, поскольку она считается знаком достатка, телесного комфорта, чувственного наслаждения. Ее запрещается носить в день траура по разрушенному Иерусалимскому храму 9 ава, а также в Судный день – Йом-Кипур. Не надевают ее и в дни траура и поста потому, что она напоминает о невольном грехе человечества – убийстве и причинении страданий животным. Если скорбящий по родственнику должен выйти из дома, он может надеть кожаную обувь, но тогда следует положить в нее маленький камушек, чтобы так не забывать о своей скорби.

 

Разуться, чтобы не жениться

 

Из всех еврейских традиций, связанных с обувью, самая необычная называется халица. Если женатый человек умирает бездетным, его неженатый брат должен жениться на овдовевшей невестке, чтобы продолжить имя покойного. Однако брат умершего может отпустить невестку, чтобы она вышла замуж за кого-то другого. Они приходят в еврейский суд, брат умершего надевает на правую ногу так называемый халица-ботинок. Это специальная обувь, сделанная из кожи кошерного животного, состоящая из двух частей, соединенных кожаным шнурком.

Мужчина выставляет вперед ногу в зашнурованном ботинке, вдова нагибается, правой рукой развязывает шнурки ботинка, снимает его с ноги мужчины и отбрасывает через плечо, затем плюет на пол и произносит на иврите: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого». После этого судьи  произносят формулу, освобождающую брата умершего от обязанности жениться на вдове.

Так самая обычная вещь – обувь связана в еврейской традиции со святостью и с набожностью, с выражением скорби и с осуждением.

По материалам сайтов toldot.ru

и sinagoga.kiev.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − один =