Что с нами случилось?

Что с нами случилось?

Олега Черномаза

Современные общеобразовательные школы, несомненно, имеют общие черты. Охранник на входе и вход по документам. Компьютеры, кинопроекторы, интерактивные доски, электронные дневники. И постоянный конфликт интересов

Родители, желающие, по возможности, сократить учебную нагрузку на своих детей, учителя, старающиеся максимально наполнить головы учащихся знаниями о предметах  и жизни. Ученики, из поколения в поколение проверяющие на себе истину высказывания о 108чудесных школьных годах.

Исключительность образовательного учреждения, которое мы приглашаем вас посетить, определяется названием – школа с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа. Апрель для школы №23 города Биробиджана, единственной школы в ЕАО, в которой изучение еврейской культуры включено в учебный план, – месяц особенный,  контрастный. После радостного и светлого праздника Песах начинаются мероприятия, посвященные трагическим событиям в истории еврейского народа – Йом ха-Шоа – День Катастрофы и Героизма.

Позволим себе нарушить хронологию учебного дня.  И начнем прогулку по школе не с посещения урока, а с актового зала.

9Уже завтра, 16 апреля, с его сцены будет рассказана история восстания Варшавского гетто. Переданная пластикой и словом… В руках одетых в черное танцовщиц взметнутся алые ленты – символ пожирающего пламени печей концлагерей, символ вечной человеческой памяти о миллионах невинно убиенных…  

А сегодня – последние репетиции.  Мероприятия пройдут для разных возрастных групп. Соответственно возрасту – и выбор материала, и его подача. Для малышей – щадящий психику режим, для старшеклассников – все вполне реалистично. Задача – с исторической достоверностью донести до каждого ребенка знания о событиях, с которыми соотносятся в еврейском календаре скорбные даты истории.

По существующей в школе традиции к подготовке мероприятий привлекается весь творческий ресурс. Это и участники школьных 123коллективов: вокальной группы «Верушалим», танцевальной «Симха», театральной «Шемаш», и другие школьные звезды – чтецы, гимнасты, музыканты. Число участвующих в подготовке доходит порой до 30 человек. 

Ученики еврейской школы – очень чуткий и восприимчивый потребитель культмассового продукта с национальным колоритом. Дважды на одно и то же не пойдут. Только новое и оригинальное – вот девиз при подготовке любого школьного мероприятия. Хотя число зрителей, как правило, не ограничивается количеством учащихся в школе.  Это еще учителя, родители, гости из еврейской общины и других школ. Взыскательность и искушенность местного зрителя вполне понятна. Она аргументируется общей образованностью в вопросах еврейской культуры в данной школе.  Здесь каждый школьник может объяснить, чем, к примеру, менора отличается от ханукии, и поговорить на идише, изучение которого в отдельных классах начинается с первого года учебы. 

Преподаватель истории Холокоста и еврейской традиции  Татьяна Марковна Месамед больше десяти лет назад прошла обучение в Яд Вашем – израильском Мемориальном центре Катастрофы и Героизма европейского еврейства. Одно из направлений работы центра – подготовка специалистов из разных стран по истории еврейского народа. Итогом обучения стали 22 килограмма привезенных книг и желание включить преподавание еврейской традиции в учебный курс школы.

На разработку программы и ее одобрение на  всех уровнях ушли годы, но с 2007 года знания, полученные в мировом обучающем центре, обрели форму уроков. А несколько лет назад «Основы религиозных культур и светской этики»  были  дополнены модулем  «Иудаизм». Но до сих пор такой курс на территории области – единственный. Почему? Вопрос не к преподавателю. Директор школы Лилия Комиссаренко и весь коллектив ее единомышленников делают все от них зависящее для пропаганды еврейской культуры в целом и данного курса в частности. На базе  школы проходят обучающие семинары, разные по форме – открытые уроки, рассказы, мастер-классы. Востребованность оригинальных разработок – вопрос времени, считают здесь и продолжают работу по совершенствованию методики преподавания национального компонента. 

4Звонок. Из еврейского кабинета, как называют его ученики, выходят девятиклассники. Если вы думаете, что нынешних подростков невозможно поразить, вы просто не бывали на уроке Татьяны 5Марковны. 

Сегодня, в преддверии скорбной даты, на уроке в числе прочего учебного материала демонстрировался фрагмент фильма об Освенциме. Привыкшие к современной иллюзии кинематографа, дети не сразу поверили, что кадры подлинные. И совсем другое восприятие… И шлейф сопричастности к человеческой трагедии тянется за детьми, выходящими из класса… В гулком школьном коридоре после ухода остаются высказанные детские вопросы: «Неужели такое было? Ты видел эти трубы?… Как можно, чтобы люди так поступали с людьми?»…  

В надежде, что материал урока в пятом классе удастся воспринять без эмоциональных потрясений, готовимся следующие 45 минут провести за изучением темы  «Катастрофа европейского еврейства.  Холокост». 

Работа с материалами, среди которых – фотокопии фашистских листовок, стихи узников гетто и концлагерей, фотографии мемориалов памяти жертв. Дети слушают историю. Узнают о том, как Европа, сумевшая стать домом, колыбелью для этого народа в средние века, в двадцатом веке стала для большинства из них могилой. 

И пока учитель объясняет, как жили евреи в СССР, просит проследить хронологию трагических событий жизни евреев в годы Великой Отечественной войны, слежу за сменой выражений на лицах школьников.

Недоумение: за евреев никто не мог заступиться… Все боялись… У евреев была жизнь, работа, надежда… Фашисты отняли все… Свободу. Имя.  Жизни. Вместо надежды  –  лишения и голод, концлагеря и гетто…

Недоверие и одновременно сострадание: за два дня в Киеве, в овраге на окраине города, ставшем известным миру как Бабий Яр, было расстреляно 37 тысяч евреев… Это был первый массовый расстрел на территории Советского Союза, но он лишь положил начало скорбному списку мест трагической гибели ни в чем не повинных людей: Мариуполь, Брест, Любавичи, Ростов-на-Дону…

«Но почему евреи не убегали, почему так спокойно шли в гетто, так безропотно повиновались фашистским приказам?» – сыпятся вопрос за вопросом, и тут уже не до формальностей с поднятием рук.  

Учитель объясняет всем сразу, выделяя человеческое равнодушие в отдельную причину геноцида и цитируя слова немецкого протестантского теолога Мартина Нимеллера, который подвергался преследованиям со стороны нацистов и долгое время – с 1937 по 1945 год – находился в заключении в тюрьме и концлагере.

«Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня».

Описания последнего пути шедших  на смерть людей, цифры, факты, хроника и места поклонений…

Звонок выводит из оцепенения… 

Ну не слишком ли все это для восприятия двенадцатилетних, спрашиваю у  учителя. Ее «нет» звучит  категорично: «Я считаю, – говорит Татьяна Марковна, – что здесь все должно быть серьезно. Сейчас, когда предпринимаются постоянные попытки переписать историю, искажаются факты, дети должны знать правду, даже если она такая страшная, как правда о войне. Современные дети должны понимать и кем была завоевана Победа, и какой ценой она досталась. Мы должны  не щадить их, а правильно ориентировать в том потоке информации, который на них обрушивается. Дети должны знать, что люди не просто гибли, что их уничтожали».

Оценки за усвоение такой истории, как правило, ставятся по итогам написания творческой работы –  эссе, в котором у каждого будет возможность не только продемонстрировать знание материала, но и порассуждать, поразмышлять на заданную тему. 

На следующем уроке у детей будет возможность задать свои вопросы, которые появляются у всех учеников после изучения таких сложных скорей для осознания, чем  для восприятия, тем. И, как показывает педагогическая практика, самый распространенный из них: «Что с теми людьми случилось?».  

Чтобы ответить на него, в 23-й школе и существуют уроки еврейской истории. 

Следующие учебные темы будут знакомить с Праведниками мира. Безысходность сегодняшнего учебного часа сменится верой в человека, знаниями о людях, готовых оплатить ценой своей жизни спасение жизней других людей.  И снова прозвучит вопрос: «Что с нами случилось?»… И вновь учитель отыщет ответ в контексте истории. 

Остается констатировать, что уроков в жизни – немало, но главным в отношении к миру и людям может стать первый урок  еврейской истории в обычной школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *