Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моем?

О смысловом наполнении некоторых географических названий Еврейской автономной области  

Казалось бы, что особого может быть в географическом названии?

Название и название – адрес и не более того. Да и часто ли мы задаем себе вопросы, почему Москва называется Москвой, а Биробиджан – Биробиджаном? Для нас важнее другое: знать, где именно находится Москва, а где Биробиджан. Но названия географических мест никогда не бывают случайными, в них всегда есть определенный смысл и определенная логика. В этих названиях увековечена память человеческая о своей истории, о самых ярких чертах природы данного места, об особенностях быта и хозяйственной деятельности человека.  Если это признать, то становится понятным, почему многие ученые, писатели и поэты называли топонимию (совокупность географических названий данного места) языком земли, а саму «землю – книгой, где вся история человечества записывается в географической номенклатуре» (Н.И. Надеждин).

 

Вопрос состоит лишь в том, а хотим ли мы читать эту книгу и можем ли мы это делать? Так давайте именно с этих позиций и рассмотрим на нескольких примерах топонимию ЕАО, тем более что она этого вполне достойна.

 

Среди нескольких тысяч географических названий, отмеченных на карте нашей области, особый, даже, можно сказать, повышенный интерес у людей обычно вызывают ойконимы – названия населенных мест. Сегодня их насчитывается в области около ста, а ведь в недалеком прошлом было более двухсот. История происхождения некоторых названий просто уникальна.

 

Вот, например, на территории Октябрьского района между селами Благословенное и Нагибово расположено село Садовое. Почему оно так называется? Ведь логичнее было бы назвать его Степным, Полевым или Луговым – тогда это больше соответствовало бы господствующим ландшафтам района. Но назвали именно так потому, что в 60-х годах прошлого века прибыл сюда переселенец из Украины Петр Шамалюк. Был он завзятым мичуринцем. И разбил он у своего дома сад всем на удивление. И потянулись к нему люди за саженцами. И расцвело село. К большому сожалению, это уже в прошлом. Нет более тех садов. Но осталось название села – как память, как факт того, что свою историю мы строим, прежде всего, своими руками.

 

Или другой пример: в Облученском районе ЕАО есть небольшой поселок Семисточный. Почему он так называется?

 

Оказывается, его первоначальное название было Семичасный, т. к. расположен он был на западной границе девятого часового пояса – отличного от Москвы на 7 часов. Таким образом, название поселка точно соответствовало его географическому положению на карте нашей Родины. Но в 1960-х годах глава нашей страны Н.С. Хрущев отстранил от работы руководителя КГБ тов. Семичастного за его антипартийную деятельность. Спрашивается, мог ли населенный пункт носить теперь такое название? Конечно же нет! Вот его и видоизменили на Семисточный, хотя никаких семи истоков рек в окрестностях поселка и нет.

 

Ну и не можем же мы не затронуть такую тему, как еврейская топонимика. Если сегодня спросить среднестатистического жителя нашей области, какие он знает населенные пункты в ЕАО именно еврейского происхождения, то, вероятнее всего, в ответ мы услышим: Валдгейм, Найфельд, Бирофельд. Может быть, подумав, добавят еще: Амурзет.

 

Но ведь их было гораздо больше. Не могло же мощное еврейское переселенческое движение 1930–1950-х годов реализоваться только в 4-5 населенных пунктах. И вот тому некоторые доказательства.

Еще в 1931 г. в пяти километрах от поселка Биракана (Облученский р-н) появился населенный пункт Смольный, где заработал скипидарно-смолокуренный завод, производивший смазочные материалы для гужевого транспорта, столь необходимого молодой промышленности области. В том же году в районе возникает на базе пяти еврейских промартелей поселок Лондоко-завод, где началась добыча известняка. Через год эти рабочие артели перевалят через сопку и начнут разработку сырья для производства цемента. Так начнется история современного поселка Теплоозерска и его цементного завода.

 

В 1934 г. на карте области уже существовали крупные села Сталинфельд (будущий Сталинск) и Сталиндорф.

 

В 1936 г. решением Президиума Дальневосточного исполнительного комитета ряд сел нашей области получили свое новое наименование в связи с тем, что их основное население составляли именно евреи. Так, например, село Алексеевка стало называться Фрайланд (свободная земля, страна). Село Некипелово переназвали в Найфельд – «новое поле» в переводе с идиша. Село Городьба переименовали в Геймланд (Родина), а село Самару – в Юнгдорф (молодая деревня, село – идиш).

К сожалению, до сегодняшнего дня из этого списка остался только один Найфельд.

 

Но были и другие населенные пункты в нашей области, названия которых, казалось бы, никакого отношения к еврейскому переселению не имели.

 

Весьма проблематично определить еврейское начало в названиях таких поселений, как, например, Соцгородок или Опытное Поле, если не знать историю их образования. А нам известно, в частности, что в 1933 г. именно на базе такого села, как Опытное Поле, был организован научно-исследовательский институт, входивший в систему сельскохозяйственной Академии имени Ленина.В этом институте были созданы специализированные отделения почвоведения, селекции и фитопатологии растений. В научных целях институт освоил 350 гектаров земли, на которых засеивал до 500 сортов пшеницы, имел свою рисовую плантацию и выращивал многочисленные садовые и ягодные культуры. Задачи института сводились не только к селекции и сортоиспытанию, но и к подготовке квалифицированных научных и производственных кадров из числа прибывших переселенцев. В институте работали 35 научных работников и издавались высоконаучные статьи и журналы. Заместителем директора по науке в этом институте работал хорошо нам известный Борис Львович Брук.

 

Вот так, лишь раскрывая этимологию (смысл) того или иного названия, мы можем установить историю образования того или иного населенного пункта.

А история нас учит тому, что если мы хотим полюбить эту землю, сделать ее действительно своей Родиной не на словах, а на деле, то мы должны сохранить прежде всего то, что нам досталось от наших предков, и беречь настоящее. Именно с этой целью мы сегодня и говорим о значении региональной топонимики в жизни человека.


Автор:  Борис Голубь,  хранитель музея иудаики при синагоге  «Бейт Менахем» г. Биробиджана  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *