ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

Люди в России, в том числе и богатые, всё чаще предпочитают ремонт покупке новой вещи

Рост числа клиентов в мастерских по пошиву и ремонту одежды отмечен в европейской части нашей страны. Западные тенденции достигают Дальнего Востока с некоторым запозданием, значит, зная, как пойдут дела, у нас есть шанс подготовиться к новым реалиям

Мы попытались узнать, как обстоят дела у предпринимателей, работающих на этом направлении в Биробиджане, и что думают люди об их услугах.

 

Башмачки для москвича

Как отмечает «Коммерсант-FM», россияне стали меньше покупать новой одежды и обуви, зато они чаще отдают её в ремонт. Ощутили на себе это мастерские на западе страны. Мы решили узнать, как обстоят дела у их коллег из Биробиджана сейчас, какие работы пользуются спросом и кто обращается в мастерские. А также какие изменения происходили в прошлые годы.

Для начала корреспондент «Биробиджанской звезды» прошёлся по обувным мастерским и ателье по пошиву одежды, как наиболее востребованным.

Мастерская, принадлежащая семейной чете – Александру и Елене Логиным, хорошо знакома биробиджанцам. Удобное местоположение, немалый стаж работы, заслуженное добросовестным трудом и качеством доверие клиентов (Александр официально признавался мастером — золотые руки) тоже играют немалую роль в популярности мастерской.

Александр начинал свою предпринимательскую деятельность ещё тридцать лет назад в кооперативе «Башмачок» на обувной фабрике, а его супруга присоединилась к семейному делу в 2006 году. Александру и Елене нравится работать, но они обращают внимание на то, что сейчас у них заказов меньше, чем пять лет назад.

—      Раньше очередь нередко была на три дня вперёд, сейчас — максимум на два, — говорит Елена, принимающая заказы, которые выполняет супруг.

Елена предполагает, что дело тут в обилии дешёвой обуви, которую сдавать в ремонт нецелесообразно. Сейчас средний чек за услугу — пятьсот-семьсот рублей. Многовато, но приходится считаться с ростом цен на материалы и фурнитуру. Клиенты заказывают в основном профилактику, ремонт или замену замков, установку набоек, супинаторы, растяжку или ушивку обуви.

—      В основном это сезонная работа. Мастерская держится за счёт постоянных клиентов, которые обращаются к нам не первый год. Иногда люди просят сделать что-то, что не относится напрямую к работе обувщика – прошить коврик, сшить шлейку собаке или чехол для охотничьего ружья. Один раз заказали даже… хоккейный шлем! — рассказал Александр. Как добросовестный мастер, не мог не примерить, проверяя правильную посадку изделия на голове.

А вот другие мастера, решившие сохранить своё инкогнито, говорят, что чаще за ремонтом стали обращаться богатые люди с дорогой обувью, которую теперь они ценят больше, чем несколько лет назад.

Это действительно наблюдается. Мужчины, к примеру, заказывают новые задники, девушки вставляют замки, ставят набойки на дорогие туфли, делают дорогую полиуретановую профилактику. Но подобных заказчиков не так много.

— Даже сдают обувь в ремонт, приезжая к нам в гости из Москвы – у нас её чинить дешевле! — пооткровенничал один из мастеров.

 

Мастера – золотые руки без золотых гор

Ещё в другой мастерской вспомнили солидного гостя области — участника одного из фестивалей еврейской культуры. У него приключилась маленькая неприятность с новыми туфлями, и кураторы гастролей привели клиента к биробиджанским обувщикам. И тут его «обрадовали» сообщением, что отремонтировать его обувь не могут. Гость обиделся было, упрекнув местных обувщиков в невысокой квалификации. Но ему как дважды два объяснили, что его модельные туфли ремонту в принципе не подлежат — они сделаны так, чтобы человек пошёл покупать новую обувку, поддерживая производство. Ничего личного — только бизнес…

Между тем большинство биробиджанских ремонтных мастерских цены на свои услуги не повышают уже три года. И это тоже диктат рынка: дешёвой обуви не будут заказывать дорогой ремонт, а если цену повысить — поток клиентов может ещё уменьшиться, хоть закрывайся.

Из доходов такого малого или индивидуального предпринимательства немалая часть уходит на различные страховые выплаты, налоги, аренду помещения. Чистая прибыль получается совсем небольшой – хватает просто на жизнь и не более того. При этом работать нужно целый день своими руками на вредном производстве. Кроме того, то обстоятельство, что рассчитывать на пенсионное обеспечение от государства теперь придётся со значительным запозданием, индивидуальным предпринимателям также не прибавляет оптимизма. Например, наш знакомый Александр последние два года подумывает о том, чтобы закрыться и работать «в гараже», чисто на себя…

Между тем 26 ноября был День сапожника — мало кому известный профессиональный праздник. В этот праздник наши собеседники сами принимают поздравления и поздравляют своих коллег.

—      Вот говорят: конкуренция-конкуренция… А мы дружим со многими сапожниками, они нам помогают, мы — им. Если кто-то за материалом едет, предлагает и нам купить, — рассказывает о взаимоотношениях с другими мастерами-обувщиками Александр. Так что можно сказать, наши малые предприниматели надеются на себя, своих товарищей и на то, что людям всегда будет нужен ремонт обуви.

 

Шитьё по-биробиджански

Ателье ИП «Штепа С.В.» — тоже довольно популярная мастерская, которая находится на бойком месте и работает уже двадцать лет. Как поведала нам администратор салона Татьяна Урманова, в день в ателье приходят и по три, а порой и по восемь-девять клиентов. Обращаются люди со всего города и из сёл области – им легко найти салон, который видно с проезжей части. Также в Биробиджан едут из Облучья и даже из Хабаровска – у нас чинить и шить одежду дешевле. Один постоянный клиент приезжает из Владивостока – раз в год в ЕАО он навещает родителей, и… везёт с собой сюда одежду на починку. Так что, возможно, такие «традиционные» клиенты — это отличительная черта обувных мастерских и ателье по пошиву и ремонту одежды.

Говоря о том, как изменился спектр заказов за последние годы, Татьяна отмечает, что люди стали чаще обращаться, чтобы отремонтировать одежду, чем для того, чтобы сшить себе новую.

—      Ремонтировать вещь дешевле, чем купить обновку. За этим обращаются к нам и состоятельные клиенты. Кроме того, сейчас многие люди приобретают одежду через Интернет, как правило, китайского производства, примеряют, и… приносят переделать или исправить что-то. Пошив же одежды держится за счёт постоянных клиентов. При этом мастер, занимающийся им, сейчас никогда не сидит без дела, а вот раньше такое бывало, — отмечает изменения Татьяна.

Швейные мастерские и ателье цены также стараются не повышать. И некоторым это удаётся на протяжении пяти лет – считают, что если сделать это, то люди будут реже обращаться. Хотя и у них, как у обувщиков, доход стал меньше, но выросли налоги и текущие расходы. В общем, ателье, что называется, «с репутацией», надеются на постоянных клиентов. Другие — менее известные и устойчивые ателье, у которых значительно меньше заказов, сейчас жестоко страдают.

 

Тапочки и тряпочки

Также мы решили расспросить биробиджанцев, обращаются ли они в ателье по пошиву и ремонту одежды
и каковы их мотивы при этом. Выяснилось, что опрошенные нами люди в мастерские обращаются, но не так часто – несколько раз в год. В основном заказывают те «процедуры», с которыми бывает сложно справиться своими силами. А лидирует всё-таки мелкий ремонт обуви.

— Обращаюсь, чтобы отремонтировать что-то или подшить. Если это ремонт обуви, то для того, чтобы поменять набойки или исправить молнию, — говорит 40-летний горожанин Алексей. — Пару раз в год ателье точно посещаю – я не думаю, что от таких услуг реально отказаться вовсе. Они постоянно востребованы. Зачем выбрасывать то, что ещё может работать, служить по назначению? Порой возникает неисправность, которую не можешь ликвидировать своими силами, поэтому проще отнести вещь к специалистам – на то они и специалисты, что сделают всё качественно, грамотно, как нужно!

Другому нашему собеседнику 64 года, в ателье последний раз, по его словам, обращался год назад, чтобы «подрубить» брюки, а до этого — очень давно – около десяти лет назад: тогда ушивал пиджак. Мы поинтересовались: «Почему так редко»?

— Сейчас в магазине всё есть, – ответил Владислав. – Когда я был молодой, мы в магазинах готовую одежду практически не покупали — шили в ателье, и очередь была огромная. Тогда на прилавках была больше старомодная одежда, выбор моделей минимальный. А носить хотелось другую. И носили! – вспоминает биробиджанец «со стажем».

Татьяна (ей 44 года) предпочитает шить сама. «Это дешевле, чем ателье, и лучше, чем магазин. Если работаешь сам, то уверен в качестве изделия» — таково её кредо.

— Свободным временем у нас располагают все. Но кто-то хочет телевизор посмотреть, а кто-то совмещает это с более полезным делом. Я как раз совмещаю. Когда я подсчитала цену изделия на самостоятельный пошив, выгода была двухкратная. Кроме того, у каждого есть особенности телосложения, и для того, чтобы вещь сидела правильно, по фигуре, скрывая проблемы и подчёркивая достоинства, её нужно правильно скроить и сшить. Главное, чтобы «костюмчик сидел»! А сидеть на тебе идеально одежда, купленная в магазине, будет не всегда. Каждый человек по сути нестандартен, и стандарты фигуры у нас, в Китае или Корее (вещи откуда чаще покупают дальневосточники) сильно разнятся — от этого не уйти.

Так что каждому из нас хотя бы изредка нужно отремонтировать или пошить индивидуально, шутливо говоря, не тапочки, так какие-нибудь «тряпочки». И такая незаметная вроде бы по вкладу в бюджет города и региона отрасль продолжает и продолжит работать. Но с другой стороны, на плаву в нашем рыночном море она держится, похоже, неуверенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + два =