Чувства добрые на сцене пробуждать

Чувства добрые  на сцене пробуждать

Фото: vk.com

Режиссер  из Санкт-Петербурга Олег Карнер ставит спектакль в нашем  театре кукол  «Кудесник»

 О том, как готовится премьера постановки «Шалом, солдат» и чем она порадует зрителя, Олег Карнер рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

– Олег Львович, с чего началось ваше сотрудничество с «Кудесником»? Он ведь находится очень далеко от вашего города…

 

– Я – режиссер высшей категории, выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова 1980 года. Был учеником великого Михаила Королева – это он основал школу российских кукольников. Я поставил более семидесяти спектаклей в России и Казахстане, на Украине. У меня уже написано около десятка собственных пьес. Некоторые из них идут на сценах нашей страны. Меня приглашают многие театральные коллективы для работы с ними. И вот я как-то отправил свои пьесы биробиджанскому театру кукол «Кудесник», познакомился с его директором Светланой Васильевой. Она предложила не только поставить спектакль, но и оказать профессиональную помощь актерам.

Светлана Валентиновна дала мне почитать пьесу Владимира Орлова «Шалом, солдат». Я удивился. Дело в том, что я был лично знаком с автором, мы дружили и поддерживали между собой профессиональные отношения. Я много раз ставил его пьесы. Но не знал, что у Владимира Натановича есть пьесы не только для детей, но и для взрослых. Мне «Шалом, солдат» очень понравился. Так что я сказал Светлане Валентиновне: «Если вы меня пригласите, я буду рад поставить эту пьесу в вашем театре». Мы начали сотрудничать. Я позвал на помощь одного из лучших художников России Марка Иосифовича Борнштейна. Так что куклы для биробиджанского театра изготавливали в Санкт-Петербурге.

 

– В постановке «Шалом, солдат» вы также взяли на себя и задачу музыкального оформления…

 

– Да, я пишу песни, в том числе к своим спектаклям. Как режиссеру, мне это очень помогает. Так что в новом спектакле прозвучат мои авторские песни. К тому же директор биробиджанского театра кукол предложила не только поставить пьесу, но и провести сольный концерт на сцене «Кудесника». Концерт пройдет за несколько дней до премьеры «Шалом, солдат».

 

– Как строится ваша работа с нашим театром? Расстояние – не помеха? Все-таки Санкт-Петербург и Биробиджан разделяют тысячи километров и несколько часовых поясов.

 

– Пока мы работаем удаленно, общаемся с помощью электронной почты, созваниваемся. Я высылал «Кудеснику», например, свою режиссерскую экспликацию, сценографию – каким я вижу этот спектакль, какой будет система кукол. Художник подготовил их эскизы. Отправил и песни, которые написал для них. На худсовете все это утвердили. Дальше началась работа по изготовлению кукол и нарядов для них. Очень приятно, что над механикой наших кукол трудится один из лучших специалистов России. У него заказывают приспособления для управления куклами на сцене – гапиты – театральные училища со всей страны. Эскизы декораций я также выслал, но их будет изготавливать сам «Кудесник».

– Олег Львович, а приедете ли вы в Биробиджан на премьеру спектакля?

 

– Непременно. Спектакль – это как рождение ребенка. Когда он родился, его надо увидеть, помочь ему. В случае с постановкой – что-то поправить, подсказать.

Я планирую прилететь в Биробиджан в начале октября и пробыть здесь до конца месяца. Так что до премьеры будем несколько недель активно работать с актерами, чтобы они понимали, что от них требует режиссер. Помогу им выступить без особых волнений.

Я всегда провожу около десяти генеральных репетиций. То есть, прогоняю спектакль от начала до конца без остановок.

 

 – Зачем столько? 

 

– Чтобы выработать темпоритм, удобный для восприятия зрителя. Обычно я ставлю спектакль за две недели, а тут на подготовку будет три. Думаю, этого достаточно, чтобы актеры поняли режиссерский замысел, чтобы прониклись пьесой.

Буду присутствовать и на первых спектаклях – мне важно увидеть зрительскую реакцию, игру актеров. Если будет необходимо, то кое-что подкорректирую.

 

– В чем особенность этой постановки?

 

– «Шалом, солдат» – единственный спектакль для взрослых в репертуаре «Кудесника». Дети всегда воспринимают постановки хорошо, они добрые. А вот взрослые  в этом отношении уже серьезнее, придирчивее. Надо прочувствовать все на себе. Если тебе нравится, то и зрителю спектакль придется по вкусу. Потому что мы, режиссеры, такие же люди. Так что я всегда первый зритель своих постановок. Пытаюсь угадать, как пройдет премьера, и какова будет дальнейшая жизнь этого спектакля.

Увы, но для театра кукол постановки для взрослых – очень большая редкость. Я сам ставил пьесу для более взрослого зрителя почти сорок лет назад – «Божественную комедию». Вот, собственно, и все. И я рад, что сейчас есть возможность поставить спектакль для взрослых в Биробиджане.

 

– Любопытно, а раньше ставили на сцене пьесу Владимира Орлова «Шалом, солдат»? Или «Кудесник» будет ее первооткрывателем?

 

–  Да, на сцене ставили ее в нескольких российских драматических театрах. А вот в театре кукол – ни разу. Так что ваш «Кудесник», действительно, тут будет первым. И мне очень приятно, что я в этом участвую. Рад, что мне выпал шанс вновь пробудить интерес театральных коллективов и зрителей к творчеству Владимира Орлова.

 

– Получается, что спектакли для взрослых в кукольных театрах в новинку? Но почему?

 

– Знаете, прежде всего, такие постановки всегда будут настораживать самих актеров. Потому что реакция детей им известна, а вот реакция взрослых – загадка. Трудно предсказать, как они воспримут такой спектакль. Этим мне и интересна пьеса «Шалом, солдат» – надо угадать реакцию зрителей. Тут я буду применять и маски, и тростевые куклы. А еще там будет сюрприз, не хочу его сейчас раскрывать. Скажу только, что он связан с режиссерским замыслом. Так что приходите на премьеру и сами все увидите.

 

– Олег Львович, как я поняла, вы сотрудничали со многими театрами других городов?

 

– С различными коллективами от Калининграда и до Читы. Дальше Читы пока не летал. Так что на Дальнем Востоке побываю впервые. Некоторые мои пьесы идут десятки лет. Конечно, мне очень интересен ваш регион, ведь у меня есть еврейские корни. Интересна история вашего города, история еврейского народа. И я рад, что мне выпал такой шанс, что меня пригласили в Биробиджан.

 

– Со всеми ли коллективами легко находите общий язык?

 

– Знаете, таких театров, где мне не удавалось бы увлечь артистов, практически не было. А так все заинтересованы в работе с приезжим режиссером, потому что это шанс узнать что-то новое. У меня богатый опыт в деле театральных постановок. Так что обычно все благодарят, приглашают  приехать еще. В этом отношении я никогда не испытываю дискомфорта. Пытаюсь увлечь актеров тем, что меня волнует. И они это воспринимают, начинают проникаться и работать. Главное – набраться терпения. А потом оно дает плоды.

 

– Насколько сегодня популярны театры кукол? 

 

– К сожалению, этим театрам все сложнее конкурировать. Уменьшается возраст их зрителей. Если раньше к нам на спектакли ходили дети до пятого-шестого класса, то сейчас уже в третьем-четвертом классах ребята начинают стесняться. Театр кукол ими воспринимается, как развлечение только для маленьких, что оно не стоит их внимания. С другой стороны, растет требовательность к такому театру. Он  не может оставаться неким музейным экспонатом, он должен пытаться идти в ногу со временем, брать себе на вооружение технические новинки. Я знаю, что ваш «Кудесник» обновил световую и звуковую аппаратуру. Это дает новую возможность влиять на чувства и эмоции зрителей.

Но самое главное – это, конечно, чувство добра. Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». К сожалению, в современных мультфильмах и в обычных фильмах добро какое-то странное – с кулаками, агрессивное. Поэтому сейчас, когда дети смотрят советские мультфильмы, они поражаются тому спокойному, величавому доброму началу, которое в них когда-то было заложено. И тогда начинается прозрение.

Я бы всем режиссерам советовал читать Пушкина, который говорил: «…чувства добрые я лирой пробуждал…». Так что это главные слова, которые я сам себе повторяю – пробуждать добрые чувства. Многие молодые режиссеры, увы, начинают увлекаться формой, забывая о содержании. 

 

– Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *