«Дальше – тишина……»

«Дальше – тишина……»

Фото с сайта cinemotions.ru

Дуэт Раневской и Плятта – это тонкая связь самых тончайших движений чувств и эмоций, более всего улавливаемая в драматичном молчании героев, находящихся на краю безысходности.

Говорят, что настоящий, «живой» спектакль заменить ничем невозможно – не передать всех нюансов игры актеров, их энергетического обмена со зрителем, особой атмосферы театра. И все же неплохой его альтернативой можно назвать такой оригинальный жанр, как телевизионный спектакль, предоставляющий отличную возможность прикоснуться к миру возвышенного и прекрасного

А потому хочется сказать огромное спасибо тем, кто запечатлел на кинопленку одно из замечательнейших театральных представлений – спектакль «Дальше – тишина…» (1978 г.), в котором задействованы легенды русского и советского театра – Ростислав Плятт и Фаина Раневская. Вот что писала сама Фаина Георгиевна в своем дневнике: «Вчера возили на телевидение. Вернулась разбитая, устала огорчаться. Снимали спектакль из театра, где играю: «Дальше – тишина…». Неумелые руки, бездарные режиссеры телевидения, случайные люди. Меня не будет, а это останется. Беда. Вспомнилось, как Михаил Ромм, которого я просила поставить в театре эту пьесу, отговаривал меня в ней участвовать, говоря, что в пьесе хорошая роль мужа, а роли старухи нет. Пьеса слабенькая, но нужная, потому что там дети и старики – родители. Пьеса американская, а письма ко мне идут от наших старух, где меня благодарят – за то, что дети стали лучше относиться. Поступила правильно, не послушав  Ромма, пришлось роль выправлять, а роли нет, конечно. Замучилась с ней, чтоб что-то получилось. 1978 г.»

Как же мы должны быть признательны телевидению, благодаря которому и по сей день можем наслаждаться творчеством великих актеров, давно покинувших этот мир!

Ставил спектакль знаменитый режиссер Анатолий Эфрос по мотивам сценария американки Вины Делмар «Уступите место завтрашнему дню». Эта пьеса первоначально не произвела на него никакого впечатления, на постановку он решился только после, того как заручился согласием на участие в ней Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Они сыграли главные роли – супружескую пару Люси и Барклейя Купер.

Премьера спектакля «Дальше – тишина…» состоялась в 1969 году. Попасть на него было практически невозможно. Это была знаковая постановка Государственного академического театра имени Моссовета, с неизменными аншлагами шедшая на протяжении тринадцати лет. 24 октября 1982 года восьмидесятишестилетняя Фаина Раневская вышла на сцену в этом спектакле в последний раз. Довольно символично, что в этой роли она не искрометная мачеха из «Золушки» и не острохарактерная «Муля, не нервируй меня!», а проникновенная драматическая актриса, с которой отечественный телезритель практически не знаком.

Действие пьесы разворачивается в одном из провинциальных городов Соединенных Штатов Америки. В большом доме добропорядочной супружеской пары Люси и Барклейя Купер праздник – впервые за более чем полгода их навестили любимые дети. Мама с пяти утра суетится с приготовлением традиционного обеда, любимого всеми домочадцами пирога с яблоками, то и дело с нежностью препирается с мужем, забавляется, смотря на молодое поколение. У каждого из пятерых отпрысков уже давно своя семья, свои заботы, но все-таки родительский дом – единственное место, где они вновь чувствуют себя детьми, где приходит четкое осознание, что «самые крепкие узы – это родственные». Казалось бы, чем не семейная идиллия? Однако счастливую атмосферу мгновенно нарушает неожиданная новость, а точнее, признание отца – уже в следующий вторник им с матерью придется покинуть свое родовое гнездо, заложенное из-за долгов банку. Словно извиняясь, неловко просит Барклей позаботиться о двух стариках, так же, как сорок лет они заботились о своих детях. Им много-то и не надо – маленький дом, в котором они спокойно доживут свой век. Однако выясняется, что помощи пожилые родители не дождутся – у Джорджа все сбережения уйдут на оплату учебы Роды, у Нелли и Гарвейя «дела хуже некуда», а «о Коре вообще говорить нечего». Изо всех сил стараются они найти предлог перекинуть столь тяжелую ношу на другого. «Я не рвался на свет Божий!» – оправдывает свое нежелание заботиться о родителях Роберт. Не заботит их, что старики могут быть выброшены на улицу, беспокоит лишь то, «что о них станут говорить люди». Не так крепки родственные узы, как оказалось. Привязанность к родителям, по словам Нелли, цитирующей своего мужа Гарвейя, – не что иное, как всего лишь животный инстинкт и атавизм.

 Мелкими шагами семенит едва заметная Люси Купер, молчаливо опускает голову и поникший глава семейства – больно осознание беспомощности и ненужности своим детям. Но еще больнее будет паре, прожившей вместе пятьдесят лет, расстаться друг с другом. Именно такой выход находят любящие дети – супруги оказываются в разных городах, отец – у дочери в Калифорнии, мать – у сына в Нью-Йорке. На расстоянии сотен миль друг от друга  им приходится поддерживать связь через письма и редкие, очень дорогие телефонные звонки, а затем и вовсе – расстаться навсегда.

Среди актеров пьесы – известные Ирина Муравьева, Михаил Львов, Ирина Карташева. И все же этот спектакль – именно дуэт, проникновенный рассказ Фаины Раневской и Ростислава Плятта о любви двух стареющих людей, о пропасти одиночества, в которую их бросили выросшие дети.

Люси – по-детски наивна, добра, беззащитна без своего мужа. Безгранично любя своих детей, она слепо верит в них и готова прощать им все, вновь и вновь повторяя: «У меня прекрасные дети». Даже когда ей нет места за праздничным столом, а в доме не находится клочка стены для портрета отца. Даже когда ей в лицо говорят, что она мешает, а внучка Дора ждет не дождется, когда старушка освободит ее комнату. Как неприкаянная ходит она по чужому дому, везде и всем надоедает, что бы ни сделала из благих намерений – все не так. Съедаемая болезненным чувством вины, понимающая, что нет надежды на воссоединение с Барклейем, принимает героиня Раневской волевое для себя решение. Она как бы снимает подлый грех с нерешительного сына, со своего любимца, желающего отправить ее в приют для престарелых женщин. Какая разница, где и как дальше жить без супруга? Все, что ее заботит, чтобы Барклей не узнал об этом – «это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца». И как же она отчаянно радостна, сквозь слезы весела, когда последний вечер проводит с мужем, который даже не догадывается, что за будущее ее ждет. Мягкость и деликатность соседствуют здесь с той необычайной внутренней силой, которой не ожидаешь встретить в обычном человеке.

Тяжело переживает разлуку с женой и герой Ростислава Плятта, «каждый шаг которого сотрясает основы дома дочери». Взлохмаченный, понурый, сидит Барклей со своим одиночеством, изредка переговариваясь с, кажется, единственным искренне заботящимся о стариках мистером Левицким. Взгляд веселых глаз, кажется, потух навсегда. Но стоит только ему проникнуться надеждой, что совсем скоро они будут вместе – «старой развалины» больше нет. Перед нами появляется галантный и обаятельный джентльмен, который как прежде острит и позволяет себе немыслимое хулиганство – советует дочери вылить приготовленное ею «особенное» жаркое в унитаз.

Дуэт Раневской и Плятта – это тонкая связь самых тончайших движений чувств и эмоций, более всего улавливаемая в драматичном молчании героев, находящихся на краю безысходности. Они готовы жить хоть в чулане, хоть под лестницей – лишь бы вместе. Удивительно, как родные дети этого не понимают, как цинично и жестоко распоряжаются они судьбами родителей, всю жизнь отдавших их воспитанию.

Пронзителен финал спектакля – прощание двух старых, любящих друг друга людей на вокзале перед отъездом Барклейя в Калифорнию, скорее всего, навсегда. Последние объятья, наставления Люси, слезы и отчаянные рыдания отвернувшегося старика. «А дальше тишина» – по-гамлетовски лаконично звучит голос Анатолия Эфроса за кадром, как в финале шекспировской трагедии: «Так ты ему скажи и всех событий / Открой причину. Дальше – тишина…»


По материалам сайта www.culture.ru и книги Андрея Шляхова «Фаина Раневская. Одинокая насмешница»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *